Ганс Христиан Андерсен: герои волшебных сказок

Сказки, которые писал Ганс Христиан Андерсен, далеко не сразу были оценены по достоинству. Много лет подряд он создавал пьесы, и его современники были уверены, что он зря тратит свое время на детскую литературу. Но также в Дании были и те, кто разглядел в Андерсене редкий талант сказочника. Его фантазия не знала границ - один известный скульптор как-то пошутил, что Андерсен может написать целое произведение обо всем на свете, «даже о штопальной игле». И уже на следующий день этот хитрый датский сказочник уже читал ему историю под названием «Штопальная игла»! Его сказки помогают быть внимательными к миру вокруг, помогают видеть волшебное и особенное во всем, что нас окружает.

Время показало, какую ценность заключают в себе сказки этого удивительного датского писателя. Произведения Андерсена отличаются прозрачностью и ясностью – все его идеи словно доведены до конца, каждая мысль оформлена и закончена, и подана с особым изяществом, простотой и легкостью. В них – вся теплота, сила, искренность его таланта. Язык Андерсена прост, но отличается ли простотой содержание? Сам автор полагал, что его произведения, которые так легки по форме и так просто читаются, могут быть не совсем ясны детям. Детям интересны хитросплетения сюжета, герои и приключения, которые с ними случаются, а вот взрослых интересует философский план и центральная авторская идея.

Основная группа сказок у Андерсена – это волшебные сказки. Из 155 написанных Андерсеном сказочных историй, 106 являются волшебными, остальная группа – новеллистические, в которых фигурируют реальные географические названия, города и улицы, и даже реальные люди. Сюжеты близки реальной жизни, а главными героями зачастую выступают взрослые люди или дети, чуть реже – неодушевленные предметы, еще более редки растения и животные.

Сначала герои Андерсена были очень непривычны детям Дании, которые в детских книжках почти всегда встречают принцев и принцесс. Здесь же совсем иные персонажи. Например, принцесса из сказки «Огниво» предстает перед нами в совсем необычной ситуации – она разъезжает на собаке верхом.

Каждый герой Андерсена –  объемное выражение одной яркой идеи или человеческого качества – честности, красоты, доброты, самоотверженности и так далее. Эта идея или качество целиком наполняют героя, составляют всю его суть. Например, Элиза в сказке «Дикие лебеди» - само воплощение любви к своим братьям, и это огромное всеобъемлющее чувство позволяет ей пройти через все испытания. Это героиня, которая отличается редкой самоотверженностью. Элиза беспрестанно трудится - из острой крапивы, болезненно обжигая свои нежные пальцы, шьет одиннадцать рубашек, которые могут спасти братьев; идет против своего страха, противостоит сказочной колдунье, ищет братьев по болотам и полям, стоически хранит молчание – ведь если она заговорит, братья навечно останутся лебедями.

Герой сказки «Стойкий оловянный солдатик», прошедший множество испытаний, - отражение человеческого достоинства и воли, идеал самоотверженности. Один маленький мальчик подарил писателю одноногого оловянного солдатика, и эта игрушка стала символом преданной и грустной истории любви, которая побеждает даже смерть. Стоит также вспомнить героя другой истории любви, трагической, - маленького трубочиста из сказки «Пастушка и трубочист», который считается символом благородства.

Героиня сказки «Русалочка» - пример развития душевных сил. Ничто не может уничтожить её чувства, ради своей любви она готова отказаться от всего. Но болезнь и смерть неизменно присутствуют в сказках Андерсена, и Русалочка умирает, не желая остаться жить ценой жизни своего любимого.

Для многих сказок основным источником послужил народный фольклор. Например, это такие произведения, как «Огниво» и «Принцесса на горошине». Сюжет «Снежной королевы» также взят из датских народных сказаний – в фольклоре есть образ Ледяной королевы, отнимающей у девушки жениха. Герда не может оставить Кая в беде, и также проходит множество испытаний. Эта сказка утверждает силу добра, огромную силу гуманности.  Стоит также отметить, что религия и вера занимают в сказках Андерсена значительное место. Он действительно верил в христианскую справедливость, в милость Бога, и многие его сказки пронизаны этим мотивом. К сожалению, русскому читателю крайне сложно это заметить, так как упоминания бога и молитвы не прошли советскую цензуру. Например, в сказке «Снежная королева» Герда одолела войска Снежной королевы не столько силой собственного характера и уверенности, сколько с помощью известной христианской молитвы.

Как мы видим, в представлении Андерсена сказка далеко не всегда является отражением легкой и веселой жизни. Благополучный конец в них довольно редок. Датский писатель был уверен, что благополучие сказок и самой действительности – в стремлении человека к добру и правде, в противостоянии темным силам реальности. Это можно понимать как в философском, так и в социальном и общечеловеческом смыслах. Нет в сказках Андерсена и привычной нравоучительности, нет и особенного почтения к королям и принцам, а все социальные рамки довольно сильно размыты. В центре его сказок – неизменно добрые качества героев, вера и ожидание чуда, героизм, смелость и способность пожертвовать всем, полностью забыв о себе во имя добра.

В настоящее время получить золотую медаль Ганса Христиана Андерсена считается наилучшей наградой за произведение детской литературы. Нам кажется, что это прямое указание на огромную силу таланта этого сказочника, признание истинной ценности его работ. Все его сказки написаны простым и «вкусным» языком – красочные образы, тонкие детали, дружеская интонация. Обязательно почитайте их своему ребенку, памятуя о том, что и сам автор с большим удовольствием читал свои произведения вслух - да так хорошо, что это стало любимым времяпрепровождением его знакомых.