Деньги

Шли бурлаки наниматься на работу. Было их двенад­цать человек, и все из разных деревень, так что до этого друг друга они не видели, не знали, познакомились толь­ко в дороге.

Шли они, шли и повстречали старика.

—  Куда путь держите, ребята? — спросил старик.

—  Идем мы, добрый человек, на Волгу бурлачить, — отве­тили путники. — Видишь, сколько нас собралось. Да вот не знаем, по какой дороге лучше идти, чтобы в город поскорее попасть.

—  Короче будет, ребята, если вы пойдете прямо, — ответил старик. — Но там, в лесу, вам встретится большущий змей — он лежит прямо у дороги. Так что я бы не советовал вам идти этим путем. А вот та дорога, хоть и будет немного подлиннее, но зато, если по ней пойдете, худого не встретите.

—  Значит, ты не советуешь идти прямо? — переспросили бурлаки.

—  Да, змей может погубить вас, — подтвердил старик.

—  Как же нам поступить? — сами себя спросили бурлаки.

—  Кого нужда гонит, того никто не тронет, — сказал один.

—  Кто гибнет от горькой жизни, тому бояться нечего — хуже не будет, — сказал другой. — Пошли, ребята, прямиком!

И все двинулись по прямой дороге.

Дошли бурлаки до леса, но никакого змея не встретили. Вместо змея они увидели у самой дороги сваленный бурей ста­рый дуб с огромным дуплом, полным золота.

—  Эге, обмануть нас хотел старикашка! — воскликнули бурлаки. — Небось, сам зарился на это богатство. Теперь оно наше, и мы его поделим поровну.

Тут же, не откладывая, приступили к дележу. Разложили золото на двенадцать кучек.

—  Как теперь это добро домой доставить — вот вопрос, — оказал кто-то.

—  А не сделать ли так, — отозвался другой. — Шестеро из нас пойдут домой за лошадьми, а шестеро останутся здесь ка­раулить.

Все согласились с этим, и шестеро отправились за лошадь­ми, а шестеро остались охранять клад.

Те шесть, что пошли в свои деревни, по дороге думали-ду­мали да и надумали:

—  Как придем домой, испечем по лепешке с отравой. Вер­немся в лес на лошадях, угостим сторожей лепешками, и их доля золота достанется нам!

У оставшихся караулить клад тоже было время подумать, и они, в свою очередь, надумали:

—  Пусть только они придут! К их приезду мы заготовим хорошие дубины, и как только погрузим золото, убьем их, и доля ихнего золота достанется нам!

Много ли, мало ли прошло времени — приехали шестеро на лошадях и принялись остававшихся в лесу угощать лепешками:

—  Поешьте, поди, проголодались.

—  Спасибо за угощенье, — ответили караульщики, прини­мая гостинцы. — Но давайте сначала погрузим золото.

Дружно нагрузили подводы, а как только работу закончили, караульщики перебили дубинами своих, приехавших на лошадях, товарищей.

—  Ну, а теперь можно приняться и за лепешки! — похоронив убитых, сказали оставшиеся в живых.

Съели они лепешки и разделили участь своих товарищей. Так сбылось предсказание умного старика.

Чувашские сказки. 2-е изд. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1984 г. — 160 с. Перевод Семена Ивановича Шуртакова.

Смышленый Иван

Ехал большой дорогой барин на тройке вороных. На­встречу ему попался мужик Иван из ближней дерев­ни. Захотелось барину от нечего делать потешиться над мужи­ком, он и говорит:

—  Эй, Иван, слышал я, что ты уж больно смышлен да на­ходчив. Ну-ка, спусти меня с тарантаса, не касаясь руками. Иван поглядел на барина, подумал и ответил:

—  Нет, этого сделать я не могу. А вот усадить обратно сумею.

—  Сколько же мне придется уплатить за это? — спросил барин.

—  Да отдашь одну пристяжную — и хватит.

Барин согласился, и Иван принялся отстегивать коня из упряжки. Делал это Иван не торопясь, барину надоело ждать, и он вылез из тарантаса, чтобы немного размяться. И только он ступил на землю, Иван тут же вспрыгнул на коня.

—  Не торопись, — остановил его барин. — Ты сначала, не касаясь руками, усади меня в тарантас.

—  А зачем мне это делать? — ответил Иван. — Мне доста­точно того, что я тебя спустил с тарантаса.

Барин почувствовал, что попал впросак, и, плюнув с доса­ды, вскочил в тарантас.

—  Вот видишь, исполнилось и второе твое желание, — ска­зал Иван. — Я тебя не касался, однако ты уже сидишь в своем тарантасе.

С последними словами Иван стегнул коня и был таков.

А барин еще долго чесал в затылке и досадовал на мужика. Уж очень обидно было барину: хотел потешиться над мужи­ком, а вышло так, что тот над ним потешился, да еще и лошадь увел.

Чувашские сказки. 2-е изд. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1984 г. — 160 с. Перевод Семена Ивановича Шуртакова.

"Встречного мужика не обижай!"

Жил, говорят, один богатый барин. Однажды поехал он на тройке в город и встретил мужика, который вез из лесу дрова. «Не из моего ли леса везет дрова этот вахлак, — подумал барин. — Да еще и дороги не уступает. Ну, я ему покажу!»

—  Сторонись! — крикнул он мужику.

У крестьянской лошади известно какая резвость, пока мужик вожжами дергал да на нее покрикивал, барин уже совсем близко подкатил на своей карете, зацепил колесом за мужиц­кий воз да и опрокинул его.

Мужик разозлился на барина, и — благо свидетелей не было — крикнул ему вслед:

—  Ну, это тебе так не пройдет. За это ты будешь трижды бит.

—  Ты бы вон заплатку на своем армяке получше пришил, чем мне грозить, — усмехнулся в ответ барин. — Только сунься, мои сторожа тебе быстро ребра пересчитают.

Долго промаялся мужик с возом, пока не поднял его и на дорогу не поставил. Домой уже затемно приехал. А пока ехал, все думал, как бы отомстить барину, как бы сорвавшуюся с языка угрозу привести в исполнение. И надумал он пойти на другой день к барину и наняться плотником.

Утром встал пораньше, взял пилу, топор и пошел в родовое село барина.

Пришел в село, отыскал барский дом и, прохаживаясь по­близости от него, начал покрикивать:

—  Кому сени ставить, кому окна-двери делать?

Барин услышал мужика и пригласил делать новые сени. Мастер попросил показать материал, а когда посмотрел, то заявил:

—  У тебя тут и на половину сеней не хватит. Надо в лес ехать.

Барин велел кучеру заложить подводу, и они поехали в бар­ский лес.

Когда приехали на место, крестьянин с барином оставили кучера с лошадьми, а сами взяли пилу и топор и углубились в лес. Нашли подходящее дерево, опилили его и начали раска­лывать. У барина от холода озябли руки. Тогда мужик показал ему на щель в дереве и говорит:

—  Засунь туда руки, там, должно быть, теплее.

Барин послушался мужика, сунул руку в щель расколотого дерева. А мужик тут же выбил топором клин и защемил руку барина. А потом взял здоровенный сук и, приговаривая «Встреч­ного мужика не обижай!», начал хлестать им барина. Бил до тех пор, пока сам не устал и весь сук не обломал.

Кучер, никого не дождавшись, пошел по следам и нашел барина полумертвым. Пришлось вместо дерева наваливать его на воз и везти домой.

Во второй раз крестьянин явился в барское село знахарем. Налил в стеклянный пузырек воды, перекинул через плечо по­лотенце и идет по улице, покрикивает:

—  Кому чирьи резать, раны лечить!

У барина еще не все шишки и ссадины зажили, и он при­гласил лекаря к себе. А мужик осмотрел раны и говорит:

—  Твои раны так не вылечишь. Тут нужна жаркая баня.

Работники тут же истопили баню. Мужик в бане заставил барина залезть на полок и париться, пока хватит силы. А когда барин уже выбился из сил, взял кочергу и давай его той ко­чергой охаживать. Бил до тех пор, пока барин уже и кричать перестал. А с последним ударом не забыл оказать: «Встречного мужика не обижай!».

Работники ждали-ждали барина, потом пошли в баню — а он еле живой на лавке лежит. Пришлось на руках нести его в дом.

Мужику осталось поколотить барина третий и последний раз. Для этого он позвал своего брата и велел ему пробежать перед барским домом с криком: «Мне барина еще раз осталось побить!»

Брат был легким на ногу охотником. Для него ничего не стоило хоть десять, хоть двадцать верст пробежать, а если надо, и зайца настигнуть. Брат, как ему и было велено, побежал с криком по селу. Барин, понятное дело, услышал его крик, под­нял на ноги всех работников и спустил собак. «Наконец-то, — думал он, — я поймаю этого зловредного мужика».

А как только работники с собаками убежали, мужик сам явился к барину и, приговаривая: «Встречного мужика впредь не обижай!», стал нещадно колотить его. До тех пор колотил, пока барин не рухнул замертво.

Легкий на ногу брат бежал так шустро, что ни работникам, ни собакам догнать его не удалось. Вернулись они домой ни с чем. Хотели сказать о своей неудаче барину, а только когда вошли в дом, увидели — лежит их барин ни живой ни мертвый.

После этого, говорят, крестьянин безбоязненно возил дрова из барского леса до самой своей смерти и ни разу никто его в дороге не обидел.

Чувашские сказки. 2-е изд. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1984 г. — 160 с. Перевод Семена Ивановича Шуртакова.

Богач и бедняк

Жили-были в одном селе по соседству богач и бедняк. Бедняк не вылезал из долгов у своего богатого сосе­да и часто, за неимением денег, расплачивался тем, что отра­батывал свой долг на поле богача.

Как-то раз отправились они вместе пахать поле богача. Впрягли лошадей в плуг и принялись за дело. Бедняк, жалея свою тощую лошаденку, все больше нахлестывал откормлен­ную лошадь богача. Тот заметил это, рассердился и говорит: — Ты что это гонишь только мою лошадь, а свою бере­жешь? — и в отместку изо всей силы ударил лошадь бедняка по голове кнутовищем.

Бедняцкая лошаденка покачнулась и еле удержалась на но­гах. Пришлось выпрячь ее и вывести из борозды. Не прошло и часа, как она околела.

Загоревал, затужил бедняк. Да только чем горю поможешь? Снял он со своей лошаденки шкуру, высушил на солнце, по­ложил в мешок и пошел куда глаза глядят.

Шел он, шел, к лесу пришел. А время было уже позднее, ночь наступила, пора и о ночлеге думать. Пригляделся — на опушке леса дом стоит. Бедняк подошел к дому, но прежде чем попроситься на ночлег, решил поглядеть, что в том доме дела­ется. Залег поблизости в кусты и стал наблюдать.

Молодая баба, должно быть, хозяйка дома, сидела за сто­лом с таким же молодым мужиком и угощала его всякими винами и яствами. По тому, как вела себя хозяйка, как про­ворно бегала от стола к печке и от печки к столу, не похоже было, что угощает она своего мужа.

Так оно и оказалось. Вскоре к дому подъехал хозяин. За­метив его в окно, хозяйка скоренько убрала вина и яства в печку, а гостя спрятала в сундук.

Выждав, пока хозяин вошел в дом и умылся с дороги, бед­няк подошел к окну и громко спросил:

—  Не пустите ли переночевать?

—  Заходи, ночуй, места хватит, — ответил хозяин.

Не расставаясь со своим мешком, бедняк вошел в дом. Ему предложили место за столом. Бедняк не стал отказываться, сел, а мешок положил себе в ноги под стол.

Хозяин спросил, кто он, откуда и куда путь держит. Бед­няк, отвечая на расспросы хозяина, надавил ногой на мешок. Сухая лошадиная шкура зашуршала, заскрипела. Хозяин услы­шал этот скрип и спросил:

—  Что это там у тебя поскрипывает?

—  А это мой колдун, — ответил бедняк.

—  И что он может наколдовать?

—  А все, что угодно.

—  Мне сейчас хочется пить и есть. Пусть наколдует, чтобы появились всякие вина и яства.

Бедняк еще разок нажал ногой на мешок. Кожа опять за­шуршала, заскрипела.

—  Готово, — говорит бедняк. — Наколдовал.

—  Где же вино и еда?

—  В печке.

Хозяин идет к печке, заглядывает в нее — печка, полна вся­ких вин и яств. Все это тут же было поставлено на стол, и на­чался пир горой.

Попили, поели, хозяин дома опять спрашивает:

—  А что еще может наколдовать-заколдовать твой колдун?

—  Да хоть самого черта, — ответил бедняк.

—  Что ж, это интересно, — развеселился хозяин. — Давай сюда черта.

Бедняк наступил на свой мешок, мешок скрипнул.

—  Готово!

—  Где же черт?

—  А вон в том сундуке. Поторопись, а то, чего хорошего, черт и убежит.

Хозяин побежал к сундуку, что стоял в дальнем углу, от­крыл — в нем и на самом деле кто-то копошится. От неожи­данности хозяин даже вскрикнул и захлопнул крышку сунду­ка. А вернувшись к столу, спросил:

—  Не продашь ли мне своего колдуна?

—  Ну уж, если он тебе так понравился — отчего не про­дать, — сказал бедняк.

—  Сколько просишь?

—  Ни много ни мало — три ковша денег.

—  Цена подходящая.

Хозяин дома отмерил бедняку три ковша денег. Наутро, собравшись уходить, бедняк сказал:

—  А ведь черт-то так и сидит в сундуке. Нехорошо остав­лять в доме всякую нечисть, прихвачу-ка я его с собой, чтобы не случилось греха.

Хозяин согласился и с радостью отдал сундук бедняку. Тот сунул его в мешок, взвалил на спину и пошел дальше.

Шел-шел, к реке пришел. Сбросил сундук с плеч и громко сказал:

—  Измучил меня этот сундук. Да и зачем я буду таскать такую тяжесть, возьму-ка, брошу его в реку.

Находившийся в сундуке человек испугался и закричал:

—  Не бросай меня, пощади. Что ни попросишь, все дам, только выпусти из сундука.

Бедняк потребовал ковш денег. Тот охотно согласился. Бед­няк выпустил его из сундука, а сам сундук разбил и бросил в реку.

После этого наш бедняк вернулся в свое село и первое, что сделал, послал своего сына к богачу за весами.

Взвесив деньги, он отослал весы обратно. Получая весы, богатый сосед заметил, что к чашке весов прилипла монета. Это его озадачило. «Что за диво, — подумал он. — Уж не деньги ли мой бедный сосед взвешивал? Но откуда у него взяться деньгам, если последняя лошадь околела? Схожу-ка к нему сам и все узнаю».

Пришел к бедняку, говорит:

—  Похоже, ты разбогател, сосед, как это тебе удалось?

—  Я очень выгодно продал лошадиную шкуру.

—  А еще там не найдется покупателей? — заговорила в богаче жадность.

—  Как не найтись — найдется.

Богач поспешил домой, забил несколько своих лошадей и отправился в город продавать их шкуры.

Добравшись до базара, начал он громко выкрикивать:

—  Кому, кому лошадиные шкуры?

На базаре всякого народа много. Нашлись и такие, кому понадобились лошадиные шкуры. Они окружили продавца, стали справляться о цене. Богач запросил по три ковша денег за каждую шкуру. Кто-то удивился такой баснословной цене, а кто-то крикнул:

—  Он сошел с ума! Держите его, позовите стражу, а то не­известно, что он может натворить.

Богач, почуяв недоброе, бросил шкуры и убежал с базара. Только теперь он понял, что сосед оставил его в дураках. И вернулся домой с твердым решением во что бы то ни стало отомстить бедняку. Думал-думал, как отомстить, и придумал: «Пойду к нему ночью и убью!»

У бедняка в тот день умерла бабушка. На ночь он поло­жил покойницу на свою постель, а сам лег в другом месте.

В полночь богач подкрался к дому соседа, открыл окно и обрушил топор на голову покойницы, будучи уверен, что уби­вает соседа.

Утром бедняк просыпается и видит: голова умершей бабуш­ки разрублена надвое. «Что за чудеса, — думает бедняк. — Вы­ходит, если бы я спал на своей постели, меня бы уже не было на этом свете. Это, конечно, дело рук моего богатого шабра, он, небось, сильно обозлился на меня».

Бедняк выпросил у соседей лошадь, посадил на телегу по­койницу, приодел ее, как живую, и уехал из села.

Под вечер заехал ночевать к одному знакомому мужику.

Зашел к нему в дом, попросил напиться, потом говорит:

—  У меня на телеге осталась бабушка. Вынесите и ей водички.

Хозяйская дочь вышла во двор, подошла к телеге и протя­нула бабушке ковш с водой:

—  Пей.

Подержала, подержала ковш — не берет бабушка. «Ишь, какая привередливая, то просит, то не пьет», — подумала хо­зяйская дочь, с досады стукнула тем ковшом старуху по голо­ве и убежала обратно в избу.

А как только она пришла в избу, бедняк — сразу же из избы и закричал на весь двор:

—  Что же вы сделали с моей бабушкой?

Все выбежали из избы, глядят — и вправду лежит старушка навзничь с раскроенным черепом.

—  Это не иначе ваша дочь раскроила ей голову, — продолжает кричать бедняк.

Хозяева перепугались и начали упрашивать бедняка:

—  Христа ради, никому не говори. Что ни попросишь, все дадим, только не губи.

Бедняк потребовал три ковша денег. Хозяева с готовностью согласились, и даже сами же взялись похоронить покойницу.

Вернулся бедняк домой и опять послал сына к богатому со­седу за весами. Богач весов не дал, а явился сам. Еще бы: ведь он был уверен, что зарубил своего соседа, а тот, как ни в чем не бывало, опять весы просит!

Приходит он к бедняку, видит его живого и здорового и гла­зам своим не верит.

—  Зачем тебе весы? — спрашивает. — Или опять разбогател?

—  Да, ночью кто-то убил мою бабушку, я ее увез, продал и получил три ковша денег, — отвечает бедняк.

Богач поспешил домой и, хоть очень жалко было свою ба­бушку, да жадность затмила ему разум, прикончил ее. А на­утро повез в город на базар.

Приехал и начал покрикивать:

—  Кому, кому продать мертвую бабушку?

Его, как и в первый раз, окружили люди, и кто-то сказал:

—  Опять этот сумасшедший приехал. Его бы уже давно надо посадить, куда следует, а то жди беды.

Видя такой оборот дела, богач испугался и пустился наутек. Домой вернулся еще пуще обозленный на своего удачливого соседа. «Надо с ним что-то делать, — говорит он сам себе. — Это уже сколько раз он меня в дураках оставляет! Нет, за это он должен поплатиться. Затискаю его в мешок и утоплю в реке. Посмотрим, как он тогда будет шутки надо мной шутить!»

Оказано — сделано. Богач берет большой мешок, идет к со­седу, изловчившись, хватает его и затискивает в мешок. Теперь дело за небольшим: дотащить до реки и кинуть в глубокую воду.

Дорога к реке проходила мимо церкви. Из открытой двери доносилось громкое пение. Богач был человеком набожным и, оставив мешок на паперти, зашел в божий храм.

Тем временем бедняк сидит в мешке и слышит чей-то жа­лобный голос:

—  Ах, лучше бы уж мне умереть, чем терпеть нужду и мучения!

—  Кто ты? — спросил из мешка бедняк. — Вправду ли хочешь умереть?

—  Я пастух. И хотел бы хоть сейчас умереть, да смерть не приходит.

—  Ну, если так — тебе горевать нечего. Займи мое место в мешке и нынче же умрешь.

Пастух развязал мешок, выпустил из него бедняка, а сам занял его место.

Бедняк взял пастуший кнут и угнал все стадо к себе домой. Богач вышел из церкви, взял мешок, отнес его к реке и бросил в воду.

—  Наконец-то разделался со своим соседом! — облегченно вздохнул он и, довольный, пошел домой.

Подходит к дому — что за новое диво? — стоит бедняк у открытых ворот своего двора и загоняет туда большое стадо.

Богач онемел от удивления. А когда к нему вернулся дар речи, спросил:

—  Что за чудеса! Откуда у тебя столько скота?

—  Со дна реки, — не моргнув глазом, ответил бедняк.

—  Не осталось ли там еще такого стада? — опять всегдашние жадность с завистью заговорили в богаче.

—  Сколько угодно.

—  Отправлюсь-ка и я туда. Только самому прыгать боязно, сделай одолжение, посади меня в мешок и кинь в воду.

—  Ладно уж, по-соседски услужу, — ответил на его просьбу бедняк.

Пришли они на реку, богач залез в мешок, а бедняк потуже завязал его и поволок к обрыву.

—  Привяжи к мешку камень, чтобы я мог поскорее по­пасть на дно к стадам, — напоследок попросил богач.

Бедняк охотно исполнил и эту его просьбу: привязал увесистый камень и бросил мешок в самое глубокое место. Только пузыри пошли!

Чувашские сказки. 2-е изд. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1984 г. — 160 с. Перевод Семена Ивановича Шуртакова.

Хитрый Симун

В одной деревне жил человек по имени Мирун. Он был очень богат, имел целые стада коров и лошадей, а овцам и счета не знал. И земли у него тоже было много. И как это часто бывает, чем богаче человек, тем скупее. Вот и Мирун был настоящим скрягой. Нанимавшиеся к нему работники ред­ко выдерживали больше месяца, чаще убегали от скупого хо­зяина через две-три недели.

И вот однажды нанялся к Мируну мальчик по имени Симун. Прожил мальчик день, прожил неделю, и хоть совсем молодым был, а все же раскусил, что за человек его хозяин. И решил он наказать Мируна за его жадность.

Время приближалось к жатве. И как-то Мирун разбудил нового работника чем свет, велит идти на поле и протягивает малюсенький кусочек хлеба:

—  На, держи. Жни хорошенько и раньше захода солнца домой не возвращайся.

Видя, что хозяин дает ему на целый летний день столь мало хлеба, Симун сказал:

—  Уж больно мало хлеба даешь, разве этого кусочка хватит до вечера?

—  А ты его опусти в воду, он разбухнет и получится мно­го, — ответил Мирун.

Что на это возразишь хозяину? Взял мальчик серп и заша­гал в поле. Пришел на загон, нажал один сноп и лег спать.

Перед заходом солнца Мирун отправился в поле проверить, хорошо ли днем трудились работники. Пришел он и на загон, который жал Симун.

«Этот смышленый мальчик наверняка нажал четыре, а то и все пять десятков», — рассуждал Мирун по дороге. А когда пришел на загон и увидел только один сноп — долго не мог сло­ва сказать от возмущения.

—  Ты что, за весь день нажал только один сноп? — спро­сил он наконец.

—  Да, — весело подтвердил Симун.

—  Так мало? — заорал на него Мирун.

—  Ничего, хозяин, — все так же спокойно отвечал смышле­ный мальчик. — Если этот сноп опустить в воду, он разбухнет и из него можно сделать четыре, а то и все пять десятков.

Мирун вспомнил свои слова про хлеб и язык прикусил. Так хитрый Симун проучил жадного богача Мируна.

Чувашские сказки. 2-е изд. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1984 г. — 160 с. Перевод Семена Ивановича Шуртакова.