Царь и пахарь

Жил в прежние времена один царь. Этот царь со своими везирами приговорил к смерти очень многих людей. Только и знал его суд, что отрубать головы да вешать.

Однажды пришла на суд царевна и, попросив у отца разрешения,   осталась   послушать,   как  судят. Одному человеку в этот день вынесли приговор — повесить. После суда царевна подошла к царю и говорит: — Отец, приговор неправильный, свидетели сговорились против этого человека, они слово в слово повторяли одно и то же.

Выслушав дочь, царь велел повременить с казнью и пошел с везиром погулять в поле. Прошли они немного и, увидев пахаря, остановились. Когда пахарь довел борозду до края поля, царь завел с ним разговор.

—  Как оно? — спрашивает царь.

—  Ничего! — отвечает пахарь.

—  На сколько долей делишь доход от этого поля? — спрашивает царь.

—  На пять, — отвечает пахарь. — Первую трачу на уплату долга, вторую — впустую, ни пользы мне от нее, ни вреда, третью в долг отдаю, четвертую на ветер бросаю, пятой сам кормлюсь.

—  Я пришлю тебе важную птицу, — говорит царь. — Сумеешь ощипать?

—  Эй, мой царь, так ощипаю, что ни пушинки не останется, — отвечает пахарь.

Пошел царь дальше, везиры — следом, и главный везир спрашивает:

—  О чем это вы разговаривали? Я не понял.

Царь в ответ отослал везира домой, велев, чтоб он сам к такому-то часу завтрашнего дня разгадал о чем шел разговор с пахарем.

—  Не узнаешь — милости не жди,— сказал царь. — Прикажу вместо того человека повесить тебя.

Пришел везир домой, к отцу-матери.

—  Ты что так скоро? — спрашивает мать.

—  Да вот, — отвечает везир, — встретился царю один умник. Слушал я их разговор, слушал, но ничего не понял. Царь велел, чтоб я до такого-то часа завтрашнего дня узнал, о чем шел разговор. Если не узнаю, он прикажет вместо одного осужденного повесить меня.

Выслушала везира мать и отправила к пахарю: вы­спроси, мол, смысл разговора у него.

Пришел везир к пахарю, объясняет свою нужду, а тот и ухом не ведет. Потом отмахнулся:

—  Мне, — говорит, — еще допахать надо. Вернулся везир домой в растерянности, рассказывает матери:

—  Он не то что смысл разговора открыть — близко к себе не подпускает. Я ему объясняю, что царь прикажет меня повесить, а он: «Ты ведь, — говорит, — любишь смотреть, как людей вешают, теперь мы посмотрим, как тебя повесят. Иль не хочется, чтоб тебя повесили?»

Подумала мать и говорит везиру:

—  Попробуй так: возьми бочонок серебра, бочонок золота, отвези пахарю и поумоляй его.

Запряг везир хорошую лошадь в хорошую арбу, по­грузил злато-серебро и поехал снова к пахарю. Пахарь уже заканчивал свою работу. Увидев везира, поморщился.

—  Опять ты! — говорит. Везир принялся умолять:

—  Открой уж смысл разговора, я вот тебе бочонок серебра да бочонок золота привез.

Пахарь — ни в какую.

—  Не до тебя мне, — говорит. — Проголодался я, поеду поем.

А везир умоляет и умоляет, умоляет и умоляет. Уж и заставил его пахарь покланяться, пока не согласился взять бочонок золота и бочонок серебра, да и то с неохотой.

—  Ладно, — говорит, — положим, взял я твое злато-серебро. Но ведь ты потом можешь сказать, что не сам отдал, а я у тебя отнял. Знаю я вас!

Везир тут же написал на бумаге: «Все отдал я сам», — и подпись поставил.

—  Ну, говорит, — открой теперь, о чем разговаривал с тобой царь.

И пахарь ответил так:

—  Сначала царь справился о моем здоровье, а я ска­зал — не жалуюсь. Царь спросил: «На сколько долей делишь доход этого поля». Я ответил: «На пять». Первую долю я трачу на уплату долга. Это значит — кормлю тех, кто меня вскормил. Вторая идет на жену, от этого мне ни выгоды, ни убытка нет. Третью отдаю в долг — содержу сына, чтобы он, когда мы состаримся, содержал нас. Четвертую бросаю на ветер — у меня есть дочь, а она выйдет замуж и уйдет от нас. Ну, а пятой живу сам.

—  Ладно, — говорит везир. — Царь еще сказал: «Я пришлю тебе важную птицу. Сумеешь ощипать?» Ты ответил: «Так ощиплю, что ни пушинки не останется». Это как понять?

—  Важная птица — ты. Вот я тебя уже ощипал, иди теперь домой, — сказал пахарь.

В назначенный час явился везир к царю и выложил то, что услышал от пахаря, только насчет важной птицы промолчал.

—  Ну, а что значит то, чем мы кончили разговор? — спрашивает царь.

—  Слова «пришлю тебе важную птицу» касались меня, — отвечает везир. — А слова «ни пушинки не оста­нется» означали, что пахарь может обобрать меня до нитки. И впрямь, лишил он меня богатства.

Сказав так, главный везир спас себя от виселицы.

Царь собрал большое собрание, и на этом собрании главный везир был за глупость лишен и должности, а на его место выбрали пахаря.

Когда пахарь стал везиром, тому осужденному, за которого заступилась царевна, устроили новый суд. Пахарь-везир дал царю умный совет: сделать так, чтобы вызванные не смогли слышать друг друга.

—  Все ли вызванные пришли? — спросил царь.

—  Все, все! — был ответ.

—  Коль пришли, пусть войдут по-одному и назовут себя.

Пахарь-везир первым вызвал того, кто подал в суд, и, спросив имя, велел посадить его в отдельную комнату. Помощники тут же исполнили это. Потом вызвали сви­детелей и тоже рассадили по разным комнатам: одного — в одну, другого — в другую.

Первым пахарь-везир допросил человека, который по­дал в суд, — истца.

—  В  чем ты, — спрашивает, — винишь обвиняемого?

—  Мы, — отвечает истец, — пошли на гору, и я вижу: этот человек убивает моего сына.

—  Кто еще был с тобой?

—  Вызванные сюда свидетели. Когда мы подошли, сын был еще жив, — добавил истец.

—  Где это произошло: у подножья, на склоне или на вершине горы? На какой стороне горы: восточной, западной, южной или северной?

—  На вершине горы, на восточной стороне.

—  Свидетели видели, как он убивал твоего сына? Вы вместе видели?

—  Вместе шли, вместе видели.

Пахарь-везир велел отвести истца в его комнату. Теперь вызвали свидетеля.

—  Вы, — спрашивает пахарь-везир, — вместе видели, как этот человек убивал сына истца?

—  Истец, — отвечает свидетель, — повел нас на гору. Там под деревом лежал покойник. Истец указал на этого человека и сказал, что он убил.

Пахарь-везир отправил этого свидетеля в его комнату и вызвал другого.

—  Ты, — спрашивает, — видел, как этот человек убил сына истца?

—  Видеть — сам не видел, — отвечает свидетель. — Истец встретился мне на дороге и сказал, что его сына убил этот человек. Потом мне сказали: «Будешь свиде­телем».

И этого свидетеля отправил везир в его комнату, вы­звал третьего.

—  Ты, — спрашивает, — видел, как был убит сын истца?

—  Да, — отвечает свидетель, — мы застигли этого че­ловека на месте убийства. Когда мы подошли, сын истца был еще жив.

—  Где происходило убийство: у подножья, на склоне или на вершине горы? На какой ее стороне: восточной, западной, южной или северной? — спрашивает везир.

—  Да как бы это сказать... На склоне, как раз на той стороне, где солнце заходит, — отвечает свидетель.

И третьего свидетеля вернули в его комнату. Везир стал допрашивать обвиняемого.

—  Я в тот день у горы не был, не ходил в ту сторону, — говорит обвиняемый.

Теперь суд уходит в совещательную комнату. А в зале люди радуются:

—  Наконец-то в суде появился умный человек. Совсем по-другому дело пошло. А то раньше только и знали, что отрубать головы да вешать, не разобравшись.

Пахарь, ставший везиром, в совещательной комнате сказал:

—  Три свидетеля показывают разное. В убийстве об­виняемый не виноват. Ни за что ни про что человека облили грязью.

Выходит суд, читают приговор: обвиняемого оправ­дать, а на тех, кто облил человека грязью, наложить штраф.

Народ разошелся, радуясь этому. Так благодаря ца­ревне дела в суде пошли совсем по-другому. Пахарь стал толковым везиром и суд вершил по справедливости.

Башкирское народное творчество. Том V. Бытовые сказки. — Уфа: Башк. кн. изд-во, 1990. — 496 с. Составитель А.М. Сулейманов.

Похожие сказки: