Рогатый Искандер

В древние времена царствовал падишах по имени Искандер. Все цирюльники очень его боялись, потому что он приказывал убивать каждого из них после того, как тот подстригал ему волосы.

Много прошло времени, никто не знал тайны, почему Искандер казнил цирюльников.

В один из многих дней Искандер прибыл в город Самарканд. Здесь он тоже казнил много цирюльников. Наконец не осталось ни одного. Искали, искали - и нашли старого-престарого человека, который когда-то в молодости был цирюльником. Привели его во дворец, и визирь приказал:

- Иди и подстриги падишаху волосы.

- С большой радостью!- ответил старик. Он не знал о том, что падишах Искандер не оставляет в живых ни одного цирюльника.

Старик начал стричь Искандера и вдруг видит, что на голове его растут рога.

Промолчал цирюльник, кончил работу и только хотел идти, вдруг, Искандер кричит:

- Палача!

- Пожалейте, милостивый падишах! У меня много внуков, зачем вам ложка моей крови?

Пожалел Искандер старика, но взял с него страшную клятву, что никому не будет он говорить о том, что у Искандера на голове есть рога.

Прошло много дней. Старик помнил клятву и хранил молчание. Но тайна не давала ему ни сна, ни покоя, его живот раздулся - сначала как арбуз, потом как самовар, и наконец как большущий барабан.

Не мог больше старик вмещать в себе тайну, убежал из города и ушел в горы.

В горах, в пустынном месте, старик нашел заброшенный высохший колодец. Посмотрел старик во все стороны, перегнулся через край колодца и три раза прокричал:

- У Ис-кан-де-ра е-с-ть ро-га!

- У Ис-кан-де-ра е-с-ть ро га!

- У Ис-кан-де-ра е-с-ть ро-га!

Едва только старик сказал эти слова, живот его опал и тайна перестала его мучить.

Веселый и бодрый, старик вернулся к себе домой.

А из колодца скоро выросла длинная, очень красивая камышинка.

Молодой пастух, пасший в горах баранов, проходя близко от колодца, увидел камышинку. Очень обрадовался пастух, срезал камышинку и сделал из нее свирель.

Только он начал играть на своей свирели свою любимую песню, как воскликнул:

- Странно! Что же это? Прямо удивительно!

Как ни бился молодой пастух, а свирель его не слушалась и на разные лады повторяла одно и то же:

"У Искандера есть рога!"

В один миг эта песня дошла до ушей сидящего на престоле царя царей, падишаха Искандера.

Он приказал сейчас же поймать и привести к себе старика-цирюльника.

Дрожащего от страха старика приволокли во дворец.

В это время со стороны гор опять громко донеслись трели:

"У Искандера есть рога!"

Искандер подумал:

"В страну пришли чужие войска и порочат мое имя",- и послал своих воинов в горы.

Воины схватили молодого пастуха и, не дав ему дотронуться ногами до земли, доставили его во дворец.

Не чувствуя за собой никакой вины, молодой пастух подумал:

"Наверно, повелитель хочет послушать мою музыку". И он спокойно предстал перед разгневанным падишахом.

- Говори,- сказал Искандер старику,- как смел ты нарушить клятву.

- Если откажетесь от ложки моей крови, то скажу!- молвил старик.

- Отказываюсь!- согласился падишах.

Старик рассказал все как было от начала до конца. Потом пришла очередь рассказывать и пастуху.

Пастух рассказал, как он пришел на гору к колодцу, как увидел камышинку, как сделал из нее свирель, как эта свирель пела сама по себе песню, которую он никогда не слышал.

В сердцах Искандер сломал свирель и приказал прогнать старика и пастуха.

Но из уст в уста, из рода в род с тех пор в народе передавалось предание о том, что у Искандера были рога.

Вот я вам рассказал, и вы тоже узнали об этом.

Узбекские народные сказки. В 2-х томах. Том II. // Перевод с узбекского. Сост. М.Афзалов, X.Расулов, З.Хусаинова. Изд-во «Литература и искусство», 1972 — с. 584

В трех неправдах по сорок небылиц

Было то или не было, сытно ли голодно, волк был бакаулом, лиса - есаулом, гусь - горнистом, утка - флейтистом, ворон - знахарем, воробей - сплетником.

В древние времена жил падишах. У него была дочь на выданье. Из многих стран приезжали сыновья шахов и ханов сватать ее, но царевна была очень разборчивая и не соглашалась выходить замуж.

Вызвал падишах дочь и сказал:

- О свет моих очей! Всех падишахов я известил, что ищу тебе мужа, сколько храбрых джигитов приезжает. Ты всем отказываешь. Что за причина?

- Отец мой!-отвечает дочь.- Выйду за того, кто придумает три неправды и в каждой по сорока небылиц, да сумеет складно рассказать.

Послал падишах повсюду глашатаев и приказал им объявить:

- Кто придумает в трех неправдах по сорока небылиц, за того и выдам дочь.

Со всех сторон стали приезжать женихи и сочинять небылицы. Падишах собрал всех мудрецов государства и объявил:

- Если кто расскажет в трех неправдах по сорока небылиц, и это доподлинно будет ложь,- скажете, что ложь, а если правда, скажете- правда. Если же вы правду назовете ложью, отрублю вам головы и имущество отдам на разграбление.

Каждый жених рассказывал придуманные им небылицы. Всякий раз, когда падишах спрашивал у мудрецов: "Ложь это или правда?"- они отвечали: "Так бывает".

Много падишахов и сыновей шахов приехало и уехало ни с чем.

В городе жил бедный юноша. Однажды пошел он собирать в горы хворост и слышит - шахские глашатаи кричат:

- Кто сочинит в трех неправдах сорок небылиц, тот получит в жены царскую дочь!

- Ой!-воскликнул бедняк.-Да тут есть о чем поговорить.

И бедняк отправился во дворец.

- Эй, вонючий нищий, горький нищий, зачем пришел?- накинулись на него стражники и не пустили его через порог.

- У меня есть просьба к падишаху,- сказал юноша.

- Какая может быть просьба у нищего? Ступай, ступай, не задерживайся.

- Да я пришел сказать, что у моего хозяина есть двести баранов, которых он должен отдать за налог падишаху,- почтительно сложив руки, сказал юноша.

Тотчас же один из стражников побежал к падишаху и доложил:

- Великий шах, пришел какой-то нищий и говорит, что у его хозяина есть двести баранов для падишаха.

Шах обрадовался:

- Зови-ка его сюда.

Позвали юношу. Потирая руки, падишах закричал:

- Эй ты, раб. где твои бараны?

Бедняк стал рассказывать:

- О могущественный из шахов, дозвольте слово сказать. Я бедный неимущий сирота. Был я у отца один, братья мои умирали, умирали, а выжило нас трое. Мы все три брата друг друга не видели, не знали. Вдруг нашли друг друга, поздоровались." Смотрю - у одного из нас на халате нет ворота. у другого - рукава, у третьего - полы. "Слепой слепого впотьмах найдет",- вот и мы трое сошлись, подружились и пошли, не ступая по дороге и не выходя на обочину. Смотрим - лежат на земле три денежки: две совсем-совсем стертые, а одна без надписи. Мы подняли денежку, ту, что без надписи, и пошли дальше. Шли дорогой, шли, много прошли. Шли-шли, спустились в лощину. Видим, в речке лежат три пескарика. Два подохшие, а один мертвый. Взяли мы мертвого пескаря, положили в полу халата тому брату, у кого халат был без полы. Пошли по дороге. Шли-шли, увидели перед собой три дома: два без кровли, а один совсем без крыши. Вошли мы в тот, у которого не было крыши, увидели там три котла: два все в дырах, а один без дна. Взяли мы мертвого пескарика, положили в котел без дна, налили воды и начали варить. Поискали хворост, ни одного прутика не смогли найти. Сварили пескарика без огня. Жара не пожалели - кости разварились, а мясо сырое осталось. Мы все трое ели, ели, наелись, брюхо себе наели. Хотели выйти, а в дверь никак не можем пролезть. Нашли в стене щелку, вышли на улицу и пустились в путь. Шли дорогой, шли, много прошли, пришли в степь. Видим - в траве лежит детеныш неродившегося зайца. Взяли мы неотрубленную ветку непосаженного тополя, вырезали дубинку и ударили зайчонка. Он три раза перекувыркнулся и упал. Мы поймали его и зарезали. Вышло из зайчонка шесть пудов сала, шесть пудов мяса. Мясо мы не варили, не сушили, а взяли и все сразу съели, но не наелись, остались голодными. Оба моих старших брата рассердились, поссорились со мной и ушли. "Сало осталось мне",- обрадовался я. Снял я свои сапоги, стал мазать салом. Все шесть пудов сала извел только на один сапог, а на другой не хватило. Устал я здорово и уснул. Вдруг слышу: шум, гвалт, возня. Вскочил я с постели, смотрю, а это мой смазанный сапог дерется с несмазанным. Я стукнул оба сапога кулаком по скулам и опять лег, уснул. Просыпаюсь продрогший среди ночи, а мой смазанный сапог стянул с меня халат, которым я укрылся, разложил подол в ширину, укрылся и спит, а несмазанный сапог разозлился и ушел. Разбудил я смазанный сапог и надел на ногу. Подоткнул назад за пояс полу халата, у которого не было полы, и пришел домой. Когда я уходил, дома оставались старуха-мать и петух. А теперь, когда вернулся, нет ни старухи, ни петуха. Глянул - и второго сапога нет. "Что за горе? Где я их найду?"- сокрушался я и пришел к вашим чертогам. Хотел вам пожаловаться. А у ворот стояли ваши слуги и меня никак не пускали.

Опустил бедняк голову и замолчал.

Удивился падишах словам бедняка, посмотрел на мудрецов.

Те поднялись и низко поклонились падишаху:

- О падишах, все, что рассказал этот собачий сын,- вранье. Так он и про тех хозяйских баранов скажет, что потерял их.

Падишах закричал:

- Где бараны? Тебе говорят!

- Дозвольте, великий шах, слово сказать. Когда твои стражники меня не пустили в ворота, я совсем расстроился и пошел искать свою старуху-мать, петуха и второй сапог. Шел я дорогой, шел, много прошел, добрался до одного кишлака. Поискал, порасспрашивал, нашел своего петуха. Он баю землю пахал. Обнялись, поздоровались. За шесть месяцев петух заработал одну мешочную иглу, да и ту хозяин держал у себя. Поругался я, поскандалил с хозяином и заставил его отдать иглу. "Идем со мной",- говорю петуху. "Нет,- говорит,- я нанялся на шесть месяцев; три месяца уже прошло, кончится срок, получу деньги и приду сам". Взял я иглу, попрощался с петухом, пришел домой, а дом пропал, точно провалился. Совсем тяжко стало у меня на душе, пошел искать свою старушку-мать и второй сапог. Поднялся на бугор, посмотрел - не видно. Поднялся на холм, посмотрел - не видно. Вернулся в долину. Воткнул в землю иглу, влез на нее, посмотрел, вижу-моя старушка-мать стирает белье на берегу Сыр-Дарьи. Взял я иглу и пошел. Сколько гор, сколько холмов я прошел, пока добрался до моей старухи. Оказывается, когда она меня потеряла, то стала служить в чужом доме. "Идем",- говорю я. "Не уйду, пока не получу заработанных денег,- говорит она.- За три года работы я заработала на три месяца пропитания. Ты иди, мне осталось три месяца проработать, я приду сама". Я подоткнул полу халата, у которого не было подола, хлопнул себя по лбу, повернулся и пошел. Прошел немного, а река разлилась и снесла мост. Стояли жаркие дни, я томился жаждой. Захотел напиться воды, а река-то замерзла. Хотел разбить лед, не мог найти на каменистой почве ни одного камня и пробил лед своей головой. Всунул в прорубь голову, напился воды и отправился дальше. По дороге вспомнил про иглу. Вернулся на берег. Смотрю - нет моей иглы. "Даже и этого я лишился",- погоревал я и пошел к матери. У нее уже закончились три месяца срока найма. Но когда она попросила плату, хозяин закричал на нее: "А, и тебе плату?"- да как стукнул ее, так и убил. "Что за горькая жизнь?"-сокрушался я и пришел к вашим чертогам, великий шах, вам жаловаться. Но меня не пустили в ворота.

Кончил бедняк говорить и опустил голову.

Еще больше удивился шах и посмотрел на своих мудрецов.

Самый мудрый из мудрецов поднялся, низко поклонился падишаху и сказал:

- Великий падишах, не верьте этому сыну собаки, а потребуйте баранов. Этот босяк врет. Скажет еще, что баранов украли.

Бедняк заговорил в третий раз:

- О великий шах, дозвольте слово сказать. Когда меня не пустили во дворец, я решил сам пойти поскандалить и пришел к хозяину, который убил мою старуху-мать. "Отдай плату старухи, уплати за кровь убитой!"- закричал я. Схватил хозяина за шиворот, вытащил его на улицу. Собрался народ, решил спор в мою пользу. Дал хозяин мне одного осла. Я сел на осла и поехал домой. Еду-еду, вижу - по дороге идут сорок караванов. Старшина каравана мне крикнул: "Эй, ты, твой осел стер спину! Сойди да поправь потник!" Я сошел, вижу - у осла рана на спине: Эй, а какое лекарство от этого?"-спросил я. Старшина каравана ответил: "Сожги вот этот орех, приложи пепел к ране-поправится". Сжег я орех, посыпал пеплом рану осла. Только хотел положить потник, смотрю - из раны растет зеленая орешина. В два счета разрослась, зацвела. Глядь, уже орехи поспели. "Как быть?- думаю.- Если я полезу на дерево и потрясу - покалечу спину осла. Лучше буду сбивать орехи камнями". Отвел осла в поле, где камней нет. Засучил я рукава и начал бросать их в орешину. Ни один камень не падает назад, ни один орех не падает на землю. Я все бросаю камни, бросаю без устали. Смотрю - и камней не осталось. "Делать нечего, теперь полезу сам!"-решил я. Влез на орешину, вижу - там целое бахчевое поле, и с краю участка журчит в арыке вода. "Вот где хорошо посеять арбузы",- подумал я и посадил арбузные семена. Ну и арбузы же выросли. Руками не обхватишь. Сел я на берегу арыка и только тронул кончиком ножа арбуз, как арбуз раскололся и нож упал внутрь арбуза. Я нагнулся, хотел его достать и сам упал туда же. Хожу ищу там нож. Встречаю человека, спрашиваю: "Уважаемый, вы не видели на дороге нож?" "Вы только ножик разыскиваете?- спрашивает старик.- Нас было сорок караванов, а каждом по сорок верблюдов. Мы все растерялись, я никого не могу найти". Я пришел, о падишах, в ваши чертоги рассказать об этом несчастье.

Кончил говорить бедняк и опустил скромно голову.

Падишах задумался. Один из мудрецов поднялся и низко поклонился,

- Великий шах,- заговорил он,- дайте из казны этому сыну собаки пару монет и выпроводите его отсюда.

А дочь падишаха стояла за дверью и все слышала. Выбежала она к отцу и сказала:

- Он выполнил мои три условия. Ничего, что он бедняк, я за него пойду.

Тут бедняк поклонился падишаху,

- О великий шах, в горах я немало лет пасу стадо своего хозяина. Мне должен хозяин уже двести барашков. Он не отдал мне этих барашков и прогнал. Взыщите с моего хозяина этих барашков, я дарю их на свадьбу.

Падишах устроил пир-веселье, выдал дочь за бедняка.

Мы там были, плов ели, усы, бороду салом измазали.

Узбекские народные сказки. В 2-х томах. Том II. // Перевод с узбекского. Сост. М.Афзалов, X.Расулов, З.Хусаинова. Изд-во «Литература и искусство», 1972 — с. 584

Где же справедливость?

В поле пахал на паре волов дехканин. Было жарко, пекло солнце, но пахарь трудился, не зная устали. Дело шло к лету.

Мимо, по большой дороге, на сильном, с золотой гривой скакуне проезжал жестокий бек - наместник самого падишаха той страны.

- Эй, не уставать вам!-крикнул бек, завидев в поле дехканина. Пахарь сделал вид, что не расслышал приветствия, и все погонял своих волов: "Ну, ну, животное!"

Подумал бек: "Глухой он, что ли?"

Прошло немного времени. Бек проезжал снова мимо того же поля. Едет он и видит - опять тот дехканин пашет.

- Эй, не уставать вам!- воскликнул бек.

Пахарь и на этот раз ничего не ответил на приветствие могущественного бека, а только кивнул головой и продолжал догонять волов: "Ну, ну, животные!"

Рассердился бек: "Как смеет какой-то дехканин не слышать меня?"

Приехал бек в свой замок и отдал приказание своим слугам:

- Немедленно идите! Найдите в поле дехканина, скрутите ему руки за спиной и пригоните его сюда!

Слуги беспрекословно выполнили повеление - схватили дехканина, связали его и притащили в замок к беку.

Испугался старик-дехканин: "За что это меня к беку привели, да еще связанного? Так просто людей не хватаю, силой не тащат",- а вслух он только сказал:

- Здоровым вам быть! Здоровым вам быть!

- Ага, старый дурак, когда тебе руки за спиной связали и силком сюда приволокли, ты сразу же вспомнил о вежливости. Там, в поле, я дважды приветствовал тебя, презренный: "Эй, не уставать вам!" - а ты мне ни разу не сказал: "Здоровым вам быть!" Вижу, ты притворялся, раб! А теперь почувствовал, что смерть близка, и глухоты как не бывало, а?

Трепеща, дехканин ответил:

- Мой господин, весна не ждет, земля созрела, и я боялся пропустить тепло и влагу. Я пахал с утра до ночи, и не было у меня времени на то, чтобы говорить "здоровым вам быть!" А второй раз, когда вы ехали, я уже поле вспахал, вот вам я головой и кивнул: "Спасибо, мол, дело к концу идет". Hy, а теперь поле мое вспахано, засеяно. Теперь я могу и поговорить. Берите моих "здоровым вам быть!" сколько угодно.

Утишил свой гнев бек и подумал: "Что толку, если я ему голову сниму? Какая мне от того выгода? Это я всегда успею сделать".

Приказал он развязать дехканина.

- Ладно, прощаю тебе твою невежливость,- сказал он милостиво.- Скажи лучше, сколько ты получаешь пудов урожая с одного пуда семян?

- Господин, дайте мне пару здоровых, крепких волов и в помощь одного сильного работника на три дня. Я на хорошей земле соберу с одного пуда семян двести пудов урожая,- сказал в ответ дехканин.

Не поверил бек словам дехканина и заявил:

- Прикажу дать тебе и работника на три дня, и пару самых сильных волов, и самой хорошей земли. Если соберешь с одного пуда двести пудов - хорошо, но, если обманешь - берегись: смерть твоей голове, а дом твой прикажу разорить, имущество разграбить. Понял?

Бек тут же приказал позвать писаря и повелел записать все эти слова на бумаге и даже к ней приложил свою личную печать, Бумагу вручили дехканину, а копию бек спрятал к себе в сундук.

Отмерили дехканину кусок земли, и вместе с работником принялся он работать. Вспахали они на сильной запряжке волов поле на глубину колена, разрыхлили, и стала земля словно пух. Дехканин посеял джугару. Как только она подросла, он между рядков посадил свеклу, под каждую из них он положил по ведру навоза. Когда на свекле выросли листья, он все их срезал.

Поднялась джугара в два человеческих роста. Шум. и треск поднялся в поле. То на ветру стучали друг о друга джугаровые метелки. А земля та просто шевелилась, потому что каждая свекла выросла с большой глиняный горшок.

Пришла осень, урожай созрел. Бек вытащил из сундука бумагу и приказал позвать дехканина.

- Не забыл я про бумагу,- сказал бек и спросил: - Ну, а ты помнишь?

- Помню,- ответил дехканин,- иду молотить. Отпусти!

Дехканин убрал джугару и обмолотил ее. В присутствии бека свесили зерно - оказалось ровно сто пудов.

Бек посмотрел на кучу зерна, заглянул в бумагу и злорадно сказал:

- Эй, несчастный! Ты говорил "соберу с одного пуда двести пудов". У тебя в этой куче в два раза меньше! Дело твое, обманщик, плохо!

Дехканин низко поклонился и с улыбкой сказал:

- Не спешите, господин, вы видите - здесь только дитя моих посевов, а мать его лежит в земле. Прикажите своим слугам разрыть землю.

Выкопали по приказу бека свеклу. Каждая свекла оказалась величиной с большой глиняный горшок.

А когда весь урожай свеклы взвесили, то оказалось всего двести двадцать пудов.

Удивился бек, и стало ему стыдно, но не мог он смириться с мыслью, что какой-то ничтожный дехканин взял над ним верх.

Распаляя себя гневом, он закричал:

- На чьей ты земле сеял, скажи? На байской! Значит, и урожай принадлежит беку, то есть мне.

Ударил он коня камчой и ускакал, а напоследок приказал слугам:

- Оставьте ему треть, а две трети свезите ко мне в замок.

Две трети урожая бекские слуги увезли в замок, а оставшуюся треть забрали себе да еще вдобавок избили дехканина.

Так дехканин потерял плоды своих трудов. Не принесло ему пользы и его великое умение возделывать землю и выращивать богатые урожаи. Увы, остался он ни с чем.

Узбекские народные сказки. В 2-х томах. Том II. // Перевод с узбекского. Сост. М.Афзалов, X.Расулов, З.Хусаинова. Изд-во «Литература и искусство», 1972 — с. 584

Выдумщик небылиц

Жил когда-то в Ташкенте известный выдумщик небылиц. До того он прославился своими россказнями, что и сам возомнил о себе свыше всякой меры и считал себя единственным в мире, ни с кем не сравнимым выдумщиком небылиц. И правда, в Ташкенте никто не мог так сочинять всякие небылицы, как он.

Но вот в один из дней прослышал он, что в городе Коканде живет некий человек, который якобы превзошел в своем искусстве сочинять небылицы даже его.

Зависть начала мучить нашего выдумщика небылиц, и решил он проверить, так ли это на самом деле. Не долго думая, сел он в поезд и поехал в Коканд, чтобы на всенародном состязании острословия победить своего соперника.

Прибыв в Коканд, он прямо с поезда отправился в город, и скоро ему указали, где живет прославленный выдумщик небылиц.

На стук из дверей вышла девочка лет шести-семи.

- Моего отца нет дома, а что у вас за дело к нему?- вежливо спросила она.

- Скажи только, что я приехал вознести похвалы за его умение выдумывать небылицы. В подарок ему я привез туркменский ковер. Один конец этого ковра на вокзале, а второй носильщики сейчас дотянут до порога вашего дома. Прими его, доченька!

Девочка с радостью ответила:

- О, как хорошо! Давайте его сюда! У нас в доме тоже есть маленький коврик. Вчера из очага на него упал уголек и прожег дырку. Ваш туркменский ковер как раз и подойдет ему на заплатку.

Выдумщик небылиц невольно схватился за голову.

"Ну если дочь такая выдумщица небылиц, то на что способен ее отец?"- подумал он и поспешил на вокзал, чтобы в тот же день вернуться в Ташкент.

Узбекские народные сказки. В 2-х томах. Том II. // Перевод с узбекского. Сост. М.Афзалов, X.Расулов, З.Хусаинова. Изд-во «Литература и искусство», 1972 — с. 584

Воздушный дворец

Давно это было. Жил на свете один жестокий падишах. Каких только он злодеяний не совершал!

Позвал падишах к себе визиря и говорит:

- Найди мне зодчего. Хочу, чтобы он мне построил воздушный дворец, да такой, чтобы крыша его не задевала облаков, а низ не касался земли. И чтоб был он прозрачнее воздуха, ярче солнца и прекраснее звезд.

Хорошо понимал визирь всю вздорность желания падишаха, но делать было нечего: приказ есть приказ, попробуй, не выполни его, и тогда голова с плеч долой. Надел визирь старый рваный халат, взял в руки посох и пошел искать такого зодчего, который сумел бы построить шаху воздушный дворец.. Долго ходил визирь по стране, утомился, измучился, но ни один зодчий и слушать не хотел его. Только смеялись они, говорили: "Разве мыслимо воздвигнуть воздушный дворец?"

Отчаялся визирь, но боялся вернуться - там ждала его неминуемая смерть.

Еле живой, с израненными ногами, добрался он до далекого города, где жил известный далеко за пределами страны зодчий. Пришел к нему визирь, упал к его ногам.

- Что ты делаешь? Встань!-воскликнул зодчий.

Но визирь остался лежать в пыли.

- Я не встану до тех пор, пока ты мне, о великий зодчий, не пообещаешь выполнить мою просьбу.

- Какая же твоя просьба?-спросил зодчий визиря.

- Падишах приказал мне,- отвечал визирь,- найти зодчего, чтобы построил он для него воздушный дворец. Я ищу уже много дней, время проходит, а я никого так и не смог найти. Горе мне. Когда я вернусь, падишах прикажет казнить меня.

- Падишах задал тебе невозможную задачу,- сказал зодчий,- нельзя построить воздушный дворец.

- Смотри!- воскликнул зодчий, показывая визирю чертежи на пергаменте и бумаге.

- Вот дворцы для народа, для бедняков и людей труда. Придет время - все будут равны, и люди по моим чертежам смогут построить себе прекрасные дома-дворцы. Много дворцов! И таких, которых в своих мечтах не видят падишахи, но...

- Что ты говоришь?- в ужасе закричал мудрец.- Это бред! Лучше спаси меня.,

- Даже среди этих дворцов нет ни одного воздушного. Воздушный дворец нельзя построить даже для любимого народа,- забормотал зодчий,- но я спасу тебя.

Он отбросил в сторону чертежи - труды многих лет,- взял визиря за руку, и они пошли в город жестокого падишаха.

Много дней они шли и добрались, наконец, до столицы.

Падишах с нетерпением ждал прихода зодчего и, едва увидев его, сразу закричал:

- Эй, зодчий, построй мне воздушный дворец, да такой, чтобы крыша его не задевала неба, а пол не касался земли. И чтобы был он прозрачнее воздуха, ярче солнца и прекраснее звезд.

- О повелитель,- покорно сказал зодчий.- Я готов выполнить ваше желание при одном условии: я построю воздушный дворец, крыша которого не будет затевать небо, а низ не коснется земли. Но глину я буду замешивать только на воде, которую прикажи носить из реки в ситах. Только на воде, принесенной в сите, можно построить воздушный дворец.

Удивился падишах и задумался.

- Что вы задумались, о повелитель?-спросил тогда зодчий.

- Эй, человек, разве в дырявых ситах вода держится? Ты, я вижу, потерял ум и говоришь глупости.

- Повелитель, если можно построить дворец на воздухе, значит можно носить воду в ситах.

Посмотрел зодчий на падишаха, повернулся к нему спиной и вышел из дворца.

Так зодчий победил в словесном споре падишаха.

Узбекские народные сказки. В 2-х томах. Том II. // Перевод с узбекского. Сост. М.Афзалов, X.Расулов, З.Хусаинова. Изд-во «Литература и искусство», 1972 — с. 584