Аяз

В давные времена жил один шах. Звали его Хандархан. Была у него жена Малика. Родила она ему девять детей, и всех девочек.

Приходит однажды шах к своей жене и говорит:

- Много лет прожил я с тобой, а счастья не вижу. Каждый раз жду я сына, а у тебя только дочери рождаются. Если и на этот раз дочь родишь, не стерплю. А чтобы в гневе тебя не убить, я на охоту уеду. Если сына родишь, пришли мне гонца, а если опять дочь будет, уходи прочь из моего дома.

Сказал это шах, сел на коня и ускакал. А в полночь у Малики родилась дочь. Увидала ее Малика и говорит повивальной бабке:

- Шах приказал мне: если дочь родишь, уходи из моего дома. Запеленайте девочку и дайте ее мне. Пойду с ней куда глаза глядят.

А старушка ей и говорит:

- Ах, душа моя, как же ты всю эту царскую роскошь оставишь, куда ты пойдешь лить слезы? Послушай-ка лучше меня, отсчитай мне пятнадцать золотых и дочь свою отдай. Тут по соседству меня к пяти или шести роженицам звали. Если у какой-нибудь из них сын родится, я за пятнадцать золотых дочь твою на мальчика обменяю.

Малика отсчитала ей пятнадцать золотых и говорит:

- Дай бог, чтоб на мое счастье у кого-нибудь из них сын родился!

И отослала бабку. Взяла старуха новорожденную девочку, взяла пятнадцать золотых и пошла. Зашла в один домик, видит - лежит женщина, мучается, стонет. Бабка за ней ухаживать стала. Вскоре у женщины мальчик родился. Старуха ей говорит:

- Вот, доченька, родился у тебя сын. А эта девочка - дочь шаха. Я тебе пятнадцать золотых дам, а ты отдай мне сына. Я его царице отнесу. А когда муж Придет, скажешь ему, что у тебя девочка родилась.

А у женщины той уже было четыре сына, и ей и ее мужу очень хотелось иметь дочь. Поэтому женщина охотно взяла пятнадцать золотых и девочку, а сына своего отдала бабке. Забрала старуха мальчика, положила его себе за пазуху и отнесла во дворец к Малике. Взяла его царица на руки, обрадовалась и отправила к шаху гонца. Получил шах от царицы вести, возликовал, дал гонцу дорогой подарок и поспешил скорей вернуться с охоты, чтобы на сына полюбоваться. На радостях шах пировал сорок дней и сорок ночей.

Когда мальчику исполнилось шесть лет, приказал шах собрать большой дастархан, взял сына за руку, привел в школу и говорит домулле-учителю;

- Мясо мальчика ваше, а кости наши. Учите его хорошенько.

Ушел шах, а учитель думает: "Если я стану его сына бить, ругать, мальчик на меня обидится, отцу пожалуется, и шах прикажет меня казнить. Никто тогда мне не поможет".

И стал он мальчику угождать, усадил на семь одеял и позволил делать, что хочет.

Прошел месяц, и шах спрашивает у мальчика:

- Ну, сынок, как твой учитель?

А сын отвечает:

- Ах, отец! Домулла меня очень любит, семь одеял мне подстилает, угождает мне.

Послушал шах, что сын рассказывает, и говорит ему:

- Сын мой, к этому учителю ты больше не пойдешь. Ничему он тебя не научит.

И назавтра отправил шах своего сына в другую школу. Проучился мальчик в этой школе неделю, шах его и спрашивает:

- Ну, сын, а новый учитель какой?

- Этот домулла еще лучше прежнего,- говорит мальчик.

- Ну если так, то и к этому учителю ходить не будешь,- говорит шах.

Спустя три дня шах опять взял дастархан и пиалу денег и повел своего сына еще к одному учителю.

Учитель говорит шаху:

- Как всех детей я учу, так и вашего сына буду учить. Без труда наука не дается. Если вы на это согласны и напишете свое согласие на бумаге, возьму вашего сына учить, а не согласны - не возьму.

Шах согласился и отдал сына в эту школу. Не понравилось в школе мальчику. Учитель его усадил прямо на землю и заставил читать да еще торопил: "Быстрей учи!"

Проучился мальчик там шесть лет. Когда исполнилось ему двенадцать лет, пожаловался он шаху:

- Надоело мне мучиться. Уже я совсем ученый стал, хватит мне этой науки на всю жизнь.

Шах ему говорит:

- Нет, сынок, ты еще совсем молодой, тебе еще много учиться надо.

А сын ему отвечает:

- Я и сам теперь не меньше учителя знаю, хоть убейте, учиться больше не буду.

- Вот ты говоришь, что все знаешь,- говорит шах, -а известно ли тебе, какие существуют на свете четыре, самые плохие вещи? Если ты скажешь, поверю, что ты ученый стал, а не скажешь - придется тебе и дальше у этого домуллы учиться.

Мальчик подумал: "В школу я не пойду. Узнаю про эти четыре вещи, расскажу о них отцу и от учителя избавлюсь".

И пошел в поле. Там дехканин один на волах пахал. Подошел к нему мальчик и кричит:

- Иди сюда!

- А ты сам кто такой, что мне приказываешь?- говорит крестьянин.

- Меня не знаешь?-кричит мальчик.- Да я же сын шаха!

- Ну пусть себе ты сын шаха,- говорит крестьянин.- Зачем меня звал?

Мальчик ему отвечает:

- Отец сказал мне: "На свете существуют четыре самые плохие вещи,- знаешь ли ты, какие именно?" Одну я уже узнал. Если б ты был хороший человек, не стал, бы гладкую грудь земли на куски разрывать.

На это крестьянин ему и говорит:

- Ну, насчет земли ты глупости болтаешь, а вот четыре самые плохие вещи я тебе расскажу. Только смотри, чтоб отец твой не знал, что я тебе про них говорил. А когда он спросит тебя: "Узнал?"- ты скажи ему, что из птиц самая плохая - коршун, из скота - мул, в тугаях самый плохой зверь кабан, а для людей хуже всего дураком быть. Скажи так, отец твой рад будет.

Запомнил это мальчик и пошел к отцу.

- Ну, сынок, зачем пришел?- спрашивает шах.

- А я знаю четыре плохие вещи, про которые вы спрашивали. У птиц - это коршун, у скота - мул, в тугаях - это кабан, а у людей хуже всего дураком быть.

- Сын мой,- говорит ему шах.- Тот, кто сказал тебе это,- плохой человек. Возьми с собой стражника и пойди покажи ему этого человека, пусть он его сюда приведет.

И отправил стражника с мальчиком.

Пришли они в поле, показал мальчик стражнику на крестьянина и говорит:

- Вот этот человек меня научил.

Подошел стражник к крестьянину и говорит:

- Это ты мальчика научил, как отцу отвечать? Идем. Шах тебя к себе зовет.

Привел стражник крестьянина к шаху. Шах спрашивает:

- Это ты рассказал моему сыну о четырех плохих вещах?

- Ваш сын спрашивал -я и рассказал,- отвечает дехканин.

- Как зовут тебя?

- Аяз.

- Эй, Аяз,- говорит ему шах.- Ты свое дело знай, а в чужие дела не мешайся. Я, чтоб сын учиться не перестал, задал ему эту загадку, думал, что ее никто не знает. А ты взял да и сразу ее разгадал. Ну, раз ты такой мастер советы давать, так вот что: хоть у меня и десять визирей есть, сделаю я тебя тоже визирем.

А сыну шах говорит:

- Ну, сынок, то, что ты у других спросил да мне рассказал, в счет не идет. Будешь ходить в школу.

И пришлось мальчику опять в школу ходить, а Аяз стал у шаха визирем.

Дня через три вел конюх шахского коня на водопой. Шах себе думает: "Ну-ка, проверю я своего нового визиря",- и спрашивает:

- Скажи мне, Аяз, нравится тебе этот конь?

- Конь-то хороший,- отвечает Аяз,- да только вот матка у него была корова.

Что это значит?- удивился шах.- Как это понять твои слова?

- А вы, господин, спросите v того,- отвечает Аяз,- у кого вы этого коня достали. Тогда узнаете.

Шах немедленно позвал к себе человека, который коня растил, и спрашивает:

- Это конь какой породы: лошадиной или коровьей ?

Тот отвечает:

- Сказать по правде, породы-то он лошадиной, да вот только чуть родился, мать его дня через три издохла. Не знал и что с жеребенком делать, и стал его поить коровьим молоком. А когда он подрос пришлось мне его продать: бедность одолела. Но мне жалко было его на базар вести, я его к вам привел. Вы мне за него мало ли, много ли, но тоже подарок дали.

Шах тогда спрашивает Аяза:

- А как ты узнал, что конь этот коровьим молоком вспоен?

- А я сразу понял,- отвечает Аяз.- Когда ваш конюх коня к арыку повел поить, он повернул морду и дернул задней ногой. Так я и узнал.

Тогда шах позвал казначея и приказал ему:

- Принеси сюда два перламутровых подсвечника и поставь их перед Аязом.

Принес казначей подсвечники, поставил.

Шах говорит Аязу:

- Это не для подарка тебе. Я хочу узнать, который из них настоящий, а который поддельный.

Посмотрел на них Аяз, показывает на тот, который все считали поддельным, и говорит: "Вот это настоящий", а про тот, что настоящим считали, говорит: "А вот этот поддельный".

Шах скривился и говорит:

- Эй, Аяз! Ты здесь что-то путаешь. Настоящий перламутр, который всеми цветами переливается, ты поддельным называешь, а поддельный - бледный и тусклый - настоящим.

- Не прогневайтесь, господин,- говорит Аяз.- Этот переливается потому, что внутри его улитка сидит. Улитка туда-сюда ползает - и кажется, что перламутр сверкает. А с тем подсвечником его не сравнить.

Шах визирям приказал:

- Вот он говорит, что здесь улитка есть, разбейте подсвечник, посмотрим.

Визири друг на друга посматривали, но подсвечник разбить не осмелились. Тогда Аяз взял камень, ударил подсвечник и разбил его. Выползла из подсвечника улитка.

Увидел шах, что Аяз правду говорил, но жалко ему стало сломанного подсвечника, и он закричал:

Зачем ты сломал мою вещь?

- А это не я сломал, а ваши визири,- отвечает Аяз.

Шах еще больше разозлился:

- Как не ты?- кричит он.- Я его не ломал, визири мои не ломали, зачем ты на них сваливаешь?

Аяз ему спокойно отвечает:

- Государь. Я в конце концов всего лишь один подсвечник сломал. Приказания вашего я не нарушил, а они ваше слово поломали.

Понравился такой ответ шаху.

- Молодец, Аяз!- сказал он во всеуслышание.

А визири после этого случая завидовать стали Аязу, захотелось им опозорить его.

Явились они все вместе к шаху и говорят:

- Вы человека, который только вчера визирем стал, выше нас ставите. А мы хотим его знания проверить.

- Проверяйте его как хотите,- говорит им шах.

Тогда визири под коврик, на котором сидел обычно Аяз, подложили лист бумаги, а сами уселись напротив как ни в чем не бывало и ждут. Пришел Аяз, сел на коврик и задумался.

Шах его спрашивает:

- О чем ты задумался, Аяз? Почему у тебя такой растерянный вид?

- Не знаю,- отвечает Аяз.- Я думаю, что тут случилось. То ли пол во дворце на толщину луковой шелухи поднялся, то ли небо чуть-чуть опустилось.

Тогда визири сказали шаху:

- Государь, уж в таком случае пусть один Аяз у вас визирем остается, мы уходим.

- Нет,- отвечает шах.- С моими делами один Аяз не справится. Если вы так Аяза невзлюбили, дам я ему отставку.

И чтоб порадовать своих визирей, шах посадил Аяза в зиндан.

Однажды утром пришли визири на поклон к шаху, а он лежит и смотрит в потолок.

Не взглянув на визирей, он приказал:

- Приведите!

А кого к нему привести, визири никак не могли понять. Три дня они головы ломали, наконец подошли к зиндану, где Аяз сидел, и постучались в дверь. Аяз из зиндана спрашивает:

- Кто там?

- Да это мы, визири. Шах нам приказал "приведите!", а кого привести, не сказал. Мы уже целых три дня к шаху зайти боимся и придумать ничего не можем. Вот мы и пришли у тебя спросить.

- А когда шах вам сказал "приведите!", он куда смотрел, вверх или вниз?-спрашивает Аяз.

- Он лицом вверх лежал, в потолок глядел,- объяснили визири.

- Если он на спине лежал и в потолок глядел,- говорит им Аяз,- то приведите к нему столяра, маляра, штукатура и парикмахера. Только не говорите шаху, что я вам так посоветовал.

Привели визири столяра, маляра, штукатура и парикмахера во дворец. Поклонились они шаху, а он их спрашивает:

- Кто вы такие?

Один из них говорит:

- Государь, ваши визири нас сюда привели. Я вот столяр, а он - маляр, а это - штукатур, а вот парикмахер.

Шах им говорит:

- Так вот что, столяр, видишь эти четыре балки прогнулись, надо их убрать и новые поставить. А маляр пусть их быстро покрасит. А ты, штукатур, видишь, стены надо заштукатурить, гладкими сделать. А ты, брадобрей, пока они все это делать будут, мне бороду подстрижешь и расчешешь.

Когда мастера кончили работу и ушли, шах спросил визирей:

- Скажите по совести, кто это вас надоумил этих четырех маcтеров позвать?

Визири ему ответили:

- Государь, мы сами, своим умом догадались, что их позвать нужно.

- Правду говорите! - допытывался шах, а сам подумал: "Пока вы сами до этого додумались бы, много дынь созрело бы".

Наконец один визирь выдал тайну:

- Это нас Аяз научил так сделать.

- Правда, государь, это Аяз посоветовал нам,- признались визири,- только он просил нас не говорить вам, поэтому мы сразу и не сказали.

- В таком случае,- говорит шах,- освободите Аяза из подземелья, он у вас хлеб ваш и чай ваш не отнимет.

Приказал шах выпустить Аяза на волю и снова назначил его своим визирем.

Прошло дней пять-шесть, подкараулил один визирь, когда Аяз домой уходил, и решил: "А дай-ка я понаблюдаю, что Аяз у себя дома делает, как он живет". Пошел за Аязом и стал за ним подсматривать.

А Аяз, чуть пришел домой, снял визирский халат, положил его в сундук, а сам лег на солому. Посмотрел он на старые чарики, которые на стене у него на гвоздике висели, посмотрел и говорит:

- Ну, Аяз, хоть и стал ты визирем, а прошлое свое не забывай, старые свои чарики не выбрасывай.

Услыхал это визирь, побежал прямо к шаху и доносит:

- Государь! Мясо от кошки далеко не уйдет, порода все же свое берет. Пошел я сегодня за вашим визирем Аязом и заглянул через дырочку в его двери, так вы знаете, что он делает? Чуть он пришел домой, так халат, который вы ему подарили, снял и в сундук положил, а сам повалился на солому, посмотрел на свои старые чарики, они у него на гвозде висят, и знаете, что сказал: "Хоть ты, Аяз,-говорит,- и шахским визирем стал, но прошлое свое не забывай, старые чарики свои не выкидывай!"

Пришел на следующее утро Аяз к шаху. Шах его спрашивает:

- Что это, Аяз? Говорят, что ты свои старые чарики, в которых землю пахал, у себя в доме на стену повесил, а вчера, когда из нашего дворца домой пришел, халат, который я тебе подарил, в сундук запрятал, а сам на солому лег, на чарики глядел и бормотал что-то. Правда это?

- Правда, государь,- отвечает Аяз.

- Ну, а если правда,- разозлился шах,- так мне такого визиря не нужно. Вон отсюда!

Отобрал шах у Аяза визирскую одежду, дал ему вместо нее старый халат и прогнал.

Пошел Аяз домой и видит: навстречу идет старик лет восьмидесяти. Аяз подумал: "Невежливо будет, если я его обгоню и одного оставлю". Пошел Аяз с ним рядом и говорит:

- Отец, добрый путь вам!

Старик отвечает:

- Добрый или не добрый, лишь бы деньги были.

- Давайте, отец,- предложил Аяз,- долгий путь близким сделаем, а потом разойдемся.

Старик промолчал. Так они еще немного прошли, и Аяз говорит: . - Вот жалко, отец, что коней у нас нет. Давайте хоть на жеребятах поедем.

Разозлился старик, но ничего ему не ответил. Шли они, шли и дошли до кишлака Икан. Старик, так ни слова не говоря, отпер какую-то калитку, зашел во двор, а Аяз один дальше пошел.

А у старика этого была дочь, девушка лет восемнадцати. Она спрашивает:

- Куда вы ходили, отец?

- Да вот, по дорогам побродил, поглядел, что там на свете делается,- отвечает старик.

- Ну, а что нового в городе?- спрашивает дочь.

- Да ничего,- говорит ей отец.- Вот только привязался ко мне по дороге один назойливый человек. Всю дорогу болтал. То говорит "давайте долгий путь близким сделаем", то - "жалко, что коней у нас нет, давайте хоть на жеребятах поедем". Так он до самого дома со мною шел.

Девушка сказала:

- Эх, отец, когда он вам говорил "долгий путь близким сделаем", то он предлагал вам вместе идти и побеседовать, а когда говорил "жалко, что коней нет, давайте хоть на жеребятах поедем", так он, из уважения к вашим летам, хотел вам палку сделать. А вы не знаете этого человека?

- Да он так меня разозлил своими разговорами, что я на него и не глядел. Если даже и увижу, то не узнаю.

- Тогда знаете что,-говорит отцу девушка,- вот вам две копейки, пойдите на базар и спросите у лавочников: "Не имеете ли вы три еды на две копейки?" Если этот человек на базаре, он вам найдет три еды за две копейки. Вы их домой принесете, а ему скажите: "Подождите меня здесь в чайхане".

Взял старик две копейки и пошел на базар. Ходил он по базару и спрашивал: "Где здесь можно за две копейки три еды купить?" - Люди над ним смеялись, говорили:

- Иди, иди, старик! Что ты купишь за свои две копейки?

Тут подошел к старику Аяз к говорит:

- Отец, дайте мне ваши деньги, я сейчас принесу, что вам надо.

Пошел Аяз, купил за две копейки маленькую дыню хандаляк, подает ее старику и говорит:

- Вот, отец, получайте три еды на две копейки.

Старик рассердился:

- Да эту дыню и один человек может съесть, где же здесь три еды?

Аяз ему отвечает:

- Отец, а вы отнесите это тому, кто вам две копейки дал и попросил на них три еды купить. Он мякоть сам съест, кожуру козе отдаст, а семечками кур накормит.

- Ладно, сынок, спасибо,- сказал старик.- Только ты никуда не уходи, подожди меня здесь в чайхане. А как тебя зовут?

- Зовут меня Аяз,- ответил ему дехканин.

Отнес старик дыню домой. Дочь его дыню разрезала, поели они с отцом, а потом она кожурой козу накормила, семечки курам бросила.

После этого дочь старика быстренько развела огонь в тандыре, лепешек напекла. Потом в казане на очаге пельменей наварила, положила их на блюдо, маслом помазала, сверху лепешкой прикрыла и завязала в скатерть-дастархан. Затем позвала соседку-старушку и попросила:

- Тетушка, возьмите этот дастархан, отнесите его на базар и спросите в чайхане: "Есть здесь человек, которого Аязом зовут?" Кто ответит: "Это я",- тому и отдайте все это. А когда он будет брать из ваших рук дастархан, скажите ему: "Небо темное, звезд видимо-невидимо, луна полная".

Шла-шла старушка и подумала: "Он съест или я съем, как они узнают?" Развязала дастархан, съела почти все пельмени, масло слизала, лепешкой закусила, а то, что осталось, аккуратно в скатерть завязала и принесла в чайхану.

- Кто здесь Аяз?- спрашивает старуха.

- А это я,- отвечает Аяз.

- Вот кто-то тебе дастархан прислал. Небо темное, звезд много, луна полная,- говорит ему старуха.

Зашел Аяз в чайхану, развернул скатерть, видит - пельменей совсем мало, масла нет, от лепешки только половинка осталась. Съел все это Аяз, вернул старухе блюдо и говорит:

- Небо светлое, звезд мало, луна на ущербе..."

Взяла старушка блюдо и принесла его девушке обратно. Та спрашивает:

- Что он вам сказал?

- Когда он мне блюдо отдавал, он просил сказать тебе: "Небо светлое, звезд мало, луна на ущербе",- отвечает старуха.

- Это значит,- говорит ей девушка,- что вы по дороге куда-то зашли, масло съели, пол-лепешки съели, пельменей чуть-чуть оставили. И вам не совестно?

Старухе стыдно стало, а сказать ей нечего. Ушла она домой, а девушка попросила отца позвать Аяза. Познакомились они и скоро поженились. Свадьбу сыграли, стал Аяз зятем тому старику. А у старика было немного земли. Аяз снова свои старые чарики надел, начал пахать и сеять.

Пусть он себе пашет и сеет, а вы опять про шаха послушайте.

Зашел как-то шах в свою конюшню, поглядел на коней, разозлился и давай кричать своим визирям:

- Приведите!

А визири ничего не понимают, испугались и на глаза шаху показаться не смеют. Тогда один человек говорит им:

- А знаете, Аяз теперь в кишлаке Икан живет, землю пашет. Сходили бы вы к нему за советом. Кроме него, узелок этого приказа никто не развяжет.

Визири поспешили в кишлак, разыскали дом Аяза и постучали в калитку. Вышел Аяз и спрашивает:

- Чем могу помочь?

- Шах разозлился,- говорит ему один визирь,- приказал нам: "Приведите!" А кого ему привести, никак не сообразим. Вот к тебе за советом пришли.

Аяз спросил:

- А когда шах приказывал "приведите!", куда он смотрел?

- Он в конюшне был, на коней смотрел,- ответили визири.

- Значит, шах хотел на охоту поехать,- объяснил Аяз. - Увидел, наверное, что у его коня в сбруе что-то оборвалось. Значит, вам нужно было шорника позвать.

Привели визири к шаху шорника и говорят:

- Вот, государь, мы шорника позвали.

- Ладно,- сказал шах. - Пусть он всю сбрую осмотрит и починит, а то у наших коней уздечки пооборвались, подпруги порастрепались.

Когда шорник ушел, шах спросил визирей:

- Это вы своим умом сообразили его позвать?

Встали визири и давай извиняться:

- Государь, по правде сказать, это нам ваш бывший визирь Аяз посоветовал. Он теперь в кишлаке Икан живет, мы его там нашли.

- Эх вы,- рассердился шах,- простого слова понять не можете, в кишлак ходили к Аязу за советом. А когда он здесь был, "он такой, он и сякой" про него говорили и добились того, что я его прогнал. А выходит, что много голов - много ума, мало голов - мало ума. Ну, а если так у вас получается, значит нужно опять Аяза позвать.

И опять вызвал шах во дворец Аяза. Не понравилось это визирям. Стали они опять косо на Аяза поглядывать, а что делать, не знают. Наконец пришли к шаху и говорят:

- Государь, пусть у вас один визирь Аяз останется. Дайте нам отставку.

- Ладно уж,- отвечает шах.- Я такую задачу Аязу задам, что и он с ней не справится. А тогда он и сам оставаться у нас не захочет.

На другой день утром пришел Аяз на поклон к шаху. Шах ему говорит:

- Слушай, Аяз. Я тебе хочу одну работу поручить, но если ты с ней не справишься, нечего тебе во дворце оставаться. Только уж и советов больше никому не давай.

- Ладно,- говорит Аяз,- поручайте!

Найди мне такого мастера,- сказал шах,- чтобы он мне необыкновенный дом построил, чтоб дом этот и земли не касался, и в небо не упирался.

Задумался Аяз. Пришел к себе домой хмурый, печальный. Жена его спрашивает:

- Что с вами случилось? Отчего вы так побледнели, опечалились?

- Эх, жена,- отвечает Аяз.- Доносчики злые опять про меня шаху чего-то наговорили. И задал мне шах задачу: "Найди,- говорит,- мастера, который может такой дом построить, чтобы он и земли не касался и в небо не упирался".

Жена ему говорит:

- Ну так что ж? Будете вы грустить или не будете, дело от этого не изменится. А я вам найду такого мастера, какого шах хочет. Идите в поле и поймайте двух маленьких жавороночков. А я из них за две недели таких мастеров сделаю!..

Аяз удивился: "Что же она сделает?"- но в поле все же пошел и принес двух птенцов жаворонка. Жена Аяза заперла их в клетку. Сама все время около той клетки сидела и шептала им и днем и ночью: "Глину-кирпич! Глину-кирпич!" За две недели жаворонки научились пищать: "Глину - кирпич! Глину - кирпич!" Тогда жена отдала Аязу клетку и сказала:

- Отнесите эту клетку шаху, привяжите к лапкам птенчиков нитку и выпустите их. Ну а что дальше надо делать, вы сами сообразите.

Пришел Аяз к шаху, поклонился. Шах его спрашивает:

- Зачем пришел?

- А вот, нашел я таких мастеров, каких вы требовали,- отвечает Аяз.

Привязал он к лапкам птенчиков нитки и выпустил их из клетки. Жаворонки полетели и стали пищать: "Глину - кирпич! Глину - кирпич!"

Аяз спросил у шаха:

- Государь, вы слышите, что они кричат?

- Глину - кирпич, глину - кирпич!-отвечает шах.

- Вот видите,- говорит Аяз.- Это и есть те мастера, которые вам нужны. Найдите теперь только рабочих, которые будут им глину и кирпичи подавать, и мои мастера вам построят такой дом, какой вы хотите.

Обалдел совсем шах от изумления и оставил Аяза своим визирем.

Наступил такой день и час, когда шах заболел и почувствовал, что нет у него больше силы народом управлять. Стал он думать, кого вместо себя назначить. "Сын мой хоть и молод, да все же он мой сын",-подумал шах. И позвал он сына своего и Аяза.

- Аяз, ты визирь, а ты, мой сын, за шаха будешь. Так, пока я поправлюсь, вместе народом править будете.

А потом одного сына позвал и говорит ему:

- Аяз - очень умный человек. Если тебе доносчики на него наговаривать будут, не слушай их, не казни его. Если даже его речь раздражать тебя будет, выслушай его, разберись хорошенько, а потом уж сам суди.

Прошло дней пять-шесть после того, и вдруг шах умер. Дни шли за днями, месяцы за месяцами. Однажды царевич спросил у Аяза:

- Как я дела решаю? Не обижаю народ?

Встал Аяз и говорит:

- Правите вы очень хорошо. Только вы на меня не обидитесь, если я, правды ради, что-то скажу?

- Из уважения к тому наказу, что мне отец оставил, что бы ты ни сказал, не обижусь,- говорит царевич.

- Ну, если вы не обидитесь, так я вот что скажу,-говорит Аяз.- Кажется мне, что вы совсем на царевича не похожи. Не был ли ваш отец пекарем?

Услыхав такую речь, царевич очень разгневался и приказал казнить Аяза.

- Государь! - сказал тогда Аяз. - Я мог бы вам не говорить этого, но уж раз вы объявили "что бы ты ни сказал, не обижусь", то я и решился сказать то, что думаю. А вы пойдите лучше в ичкари и у матушки своей спросите. Посмотрите, что она скажет, а тогда уж казните меня.

Пошел царевич к царице, рассказал ей, о чем они с Аязом речь вели.

- Дитя мое дорогое,- сказала ему царица. - Когда я с отцом твоим двадцать лет прожила, было у нас девять девочек, а сына не было. Еще я ребенка ожидала, а отец твой сказал: "Ни одного сына ты мне не родила. Если и на этот раз дочь мне родишь, а не наследника, чтоб я со злости тебя не убил, лучше на охоту поеду. Если сын родится, пришлешь мне гонца, а если дочь-чтоб и духу твоего не было больше во дворце". А тут как на грех у меня опять дочь родилась. Я уж хотела взять свое бедное дитятко и пойти куда глаза глядят, да бабка моя меня отговорила. Взяла она у меня мою дочь и пятнадцать золотых, а мне тебя принесла. Я спросила потом у бабки, где она взяла тебя. Она сказала, что ты сын Абдусаттара-пекаря, а девушка, которая у него живет,- это моя дочь.

Вышел юноша из ичкари, позвал к себе Аяза и говорит ему:

- Правду ты говорил. Действительно мой отец пекарь. Но как ты это узнал?

- А вы очень часто с трона встаете и в пекарню заглядываете. Я и подумал, уж не сын ли вы пекаря?

Тогда юноша сказал:

- Ну так я вам шахство передаю, а сам в пекарню к отцу моему пойду, буду хлеб печь.

Передал он шахскую власть Аязу и ушел. Так Аяз шахом стал. И управлял он страною мудро и справедливо, счастье народу дал.

Узбекские народные сказки. В 2-х томах. Том II. // Перевод с узбекского. Сост. М.Афзалов, X.Расулов, З.Хусаинова. Изд-во «Литература и искусство», 1972 — с. 584

Оставить комментарий

*