Бетéль (лат. Píper bétle) — вечнозелёное многолетнее растение рода Перец. Листья имеют лекарственные свойства и используются как специи.

В Индии и Непале очень популярно жевание листьев бетеля. Они оказывают слабое, но достаточно ощутимое наркотическое действие. Из листа делают сверток, внутри которого находятся орех арека, известь (чтобы стимулировать выделение слюны), пряности и другие местные ингредиенты. Бетелевую жвачку жуют сразу же или закладывают между щекой и десной, где она может находиться в течение нескольких часов, даже во время сна.

Впервые подробно описали обычаи подавать и жевать бетель португальцы, добравшиеся до побережья Индии в 1498 г. Португальцы, обосновавшись в Гоа в 1511 г., быстро пристрастились к бетелю. Уже в 1513 г. губернатор Португальской Индии Альфонсу де Албукерки жаловался, что у его соотечественников «полно бетеля и черных женщин». Местные женщины «жевали бетель с утра до вечера и не могли ни дня без него обойтись»; очевидно, они приучали к этому и своих мужей. Позднее в Нидерландской Индии именно эта привычка отделяла вновь прибывших голландцев от живших там давно. Прародиной бетеля является Юго-Восточная Азия. Оттуда он распространился в Индию. Популярность бетеля объясняется многими причинами. Во-первых, Piper betle растет в районах с влажным жарким климатом; там он дешев и доступен для всех. Во-вторых, ингредиенты бетелевой смеси обладают особыми свойствами, в частности, способностью успокаивать чувство голода и боль, повышать настроение, вызывать прилив бодрости. Бетель давали мальчикам перед обрезанием, вдовам - перед тем, как отправить их на погребальный костёр (обычай «сати»). Согласно индийскому медицинскому трактату I в. н.э., бетель «очищает рот, придает ему сладкий аромат, красоту, очищает и укрепляет голос, язык и зубы, челюсти и органы чувств, и вообще защищает от болезни». В трактате IV в. н.э. перечислены 13 свойств бетеля. Он острый, горький, пряный, сладкий, соленый, вяжущий; он изгоняет ветры, убивает глистов, убирает слизь, ослабляет дурные запахи, украшает рот, способствует очищению и разжигает страсть. Данные науки впоследствии не подтвердили многие из этих положений, в том числе свойства укреплять зубы, десны и придавать рту приятный запах. Без надлежащей чистки зубы любителей бетеля чернеют и покрываются зубным камнем, десны воспаляются. Медики изучают возможную взаимосвязь бетелевой смеси с раком полости рта. Бетель вызывает чувство эйфории и действует во многом подобно никотину. Тяга к бетелю бывает не менее сильна, чем к табаку и к наркотикам. Бетель окрашивает слюну в красный цвет. Отказ от бетеля символизировал состояние траура. Отказ взять бетель из личного сосуда владельца расценивался как оскорбление. Соответственно, принимая местных правителей у себя, европейцы вынуждены были придерживаться местного этикета. Совет по делам Индий разрешил генерал-губернатору Нидерландской Индии приобрести официальный прибор для бетеля. В Индии используют сушеный арековый орех, который дробят специальными резаками; иногда его варят в молоке или сиропе, окрашивают в разные цвета. Лист бетеля мажут известковой пастой. Известь делают из мела, коралла, морских раковин, пережженных в печи при температуре 1000 градусов, гасят водой, толкут в порошок; к ней можно добавить кокосовое масло и сливки, сыворотку, сахар. Вкусовыми добавками служат: паста из бобов акации и орехов арека, содержащая придающий ей терпкость танин; листья табака в свежем, вареном и сушеном виде с добавлением благовоний и розовой воды. Кроме того, в бетель добавлялись укроп, куркума, шафран, тмин, кориандр, мускатный орех, имбирь, кардамон, корица, гвоздика, семечки арбуза и огурца, ментол, сахарный сироп, розовая вода, мятная эссенция, кокосовая стружка, леукофиллум (серебряная фольга), камфора (как афродизиак, вызывающий эйфорию), и др. Приготовление бетеля было превращено в искусство. На вкус, красоту и цену готового продукта влияли и эстетические его параметры - вид, цвет смеси. В Индии предпочитали нарезать лист бетеля кусочками треугольной формы. В Индии на выращивании бетеля специализируются касты бараи и торея, на продаже - тамболи. Они связывают это растение с культом змей; бараи верят, что королева нагов создала бетель из верхушки своего мизинца. В XVII в. англичане называли их бетелевые сады и огороды сатанистскими храмами. Этикет приготовления и подачи бетеля был очень сложен, особенно при дворах. Правитель, принимая послов, постоянно жевал бетель, и вокруг его трона располагались служанки с приборами. Передача бетеля придворным символизировала передачу ответственности. Нюансы этикета показывали отношение к посетителю: время предложения бетеля означало начало либо конец визита, количество - продолжительность беседы, способ передачи - из рук или на подносе - социальную близость или дистанцию, качество утвари - желательность гостя; не менее сложны нормы сплевывания слюны в специальные плевательницы. Угощение гостей бетелем из своего личного прибора или даже изо рта означало высшую степень благоволения. Дамам полагалось уметь изящно и красиво готовить бетель в присутствии своих возлюбленных, мужей и их родственников. Некоторые индийские касты разрешали жевать бетель только лицам, состоящим в браке, а неженатым брахманам, студентам, аскетам, овдовевшим — запрещали. В Индии бетель включен в число восьми жизненных удовольствий, к которым относили также притирания (мази), благовония (ладан), женщин, музыку, постель, пищу и цветы. Дома бетель ныне готовят реже и с меньшими формальностями. Зато в ресторанах после еды подают экзотические жевательные смеси, а уличные торговцы предлагают бетель разного состава, в том числе местные варианты «фаст фуд» (с ареком машинного помола, ментолом и пр. в промышленных упаковках).

(Источник информации)

Оставить комментарий

*