Волшебная бусина

Жил вдовец. И был у него сын, уже юноша. Однажды отец говорит ему:

- Вот тебе, лаппу (лаппу - юноша, мальчик), мешочек денег. Иди и купи на них все, что захочешь.

Взял юноша деньги и отправился в путь. На околице одного селения мальчики пасли телят. Они поймали кошку и хотели ее убить. Юноша отдал им деньги, забрал у них кошку и пришел домой.

Второй раз отец дал сыну деньги, и тот опять отправился по белу свету.

Шел он, шел, много ли, мало ли, но вдруг видит: охотники хотят избавиться от щенка. Юноша купил у них щенка и принес его домой.

В третий раз посылает отец сына в путь. По дороге увидел юноша, как пастухи убивают змею. Отдал деньги пастухам, освободил змею.

Тут змея вещает юноше:

- Ты спас меня от смерти. Пойдем ко мне, и я отблагодарю тебя. Только не бойся: моя мать, как узнает, что ты спас меня, на радостях семь раз проглотит тебя и семь раз невредимым поставит на землю. Потом она будет предлагать тебе все, что захочешь, так ты попроси у нее бусину.

Не испугался молодец, отправился со змеей. Узнала мать, что юноша спас ее детеныша, от радости семь раз проглатывала его и семь раз невредимым ставила на землю. Наконец говорит ему:

- Проси, мое солнце, все, что хочешь!

- Ничего мне не нужно, кроме волшебной бусины, - ответил юноша.

Подарила змея юноше волшебную бусину, как она могла поступить иначе. А бусина эта могла исполнять любое желание своего владельца.

Вернулся юноша домой. Первым его желанием было жениться на красивой и доброй девушке. Не прошло и дня, как предстала перед ним девушка: брови, как две змеи, глаза, что ясные звезды, черные косы земли касаются.

Зажили они счастливо.

Прознал хитрый алдар про чудесную бусину, пришел в дом, когда хозяина не было дома, и выменял у молодой жены бусину на кусок шелка.

Овладел алдар бусиной, превратил молодца в камень и оставил лежать возле дома.

Узнали кошка и щенок о несчастье своего спасителя и думают, как же ему помочь. Прибежали они к дому алдара и стали под домом делать лаз: щенок роет землю, а кошка выгребает. Прокопали они лаз, кошка и проникла в дом. Поймала она там мышь и говорит ей:

- Достанешь мне бусину у алдара под языком - пощажу тебя, не съем. Алдар сейчас спит. Иди!

Побежала мышь к алдару, сунула ему в ноздрю кончик хвоста, алдар как чихнет - бусинка и выскочила у него изо рта.

Кошка схватила бусину и - к камню. Провела бусиной по каменному телу юноши; он и ожил да стал в семь раз лучше прежнего. Взял он бусину и наказывает ей:

- Пусть все богатство алдара перейдет к людям нашего села.

И бусина сейчас же исполнила его желание.

«Волшебная бусина» Осетинские народные сказки \\Составитель Г.З. Калоев — Орджоникидзе: Ир, 1976 — с.112

Счастливый осел

Жили-были муж и жена. Жили они очень бедно. Кроме единственного осла, никакого имущества у них не было. Однажды жена говорит мужу:

- Поезжай-ка ты в лес на осле, наруби дров, продай их и на вырученные деньги купи муки.

Поехал бедняк в лес. Оставил осла возле кустика, сам рубит дрова. Осел себе щиплет и щиплет листочки с куста, не дает орлу подобраться к этому кусту, как он ни рвется, ни мечется. Под кустом в гнезде лежат детеныши змеи. Так осел и спас змеенышей.

Когда вернулась мать-змея и узнала, что осел ее детей спас, стала благодарить его.

- Ты спас моих детенышей от орла. За это я дам тебе бусину счастья. Отдай ее своему хозяину, будете вы жить, не зная нужды, понимать язык всех живых существ. Только чтобы о бусине жена его ничего не узнала.

Осел положил бусину под язык, подошел к хозяину и человеческим языком сказал ему:

- На тебе бусину счастья. Положи ее себе под язык, будешь понимать языки всех живых существ, и нужда покинет тебя. Только чтобы никто не узнал об этом, даже твоя жена.

Взял бедняк бусину, положил под язык и стал понимать всякие языки.

Вечером вернулся он домой с ослом, бросил бусину в угол комнаты, и к утру комната наполнилась пшеницей, а двор - скотом.

С тех пор бедняк на осле больше не работал, ухаживал за ним, кормил белым хлебом, купал в теплой воде - всячески старался отблагодарить его.

Надоело это жене. Она и пристала к мужу:

- Зачем нам еще осел? Все у нас теперь есть. Выгони его.

Даже слушать не стал ее муж в первый раз, не послушался и во второй. Но в третий раз не вынес упреков и отвел осла в лес, построил для него шалаш, оставил ему еду. Когда он вернулся домой, жена спросила:

- Куда ты девал осла?

- Оставил его в лесу среди зверей, они с ним расправятся.

Так жил осел в лесу, а хозяин туда приносил ему еду. Однажды во дворе хозяина запел петух, и осел услышал его. Принес хозяин ослу еду, тот и говорит:

- Когда у тебя во дворе пел петух, то он говорил: "В день пасхи поп придет к нашему хозяину и унесет его изобилие".

Хозяин забеспокоился. И вправду, на следующий день поп с дьяконом обходили дома и остановились у счастливца. Стал хозяин угощать попа. Хитрый поп говорит хозяину:

- Ты стал хорошо жить, но не теряй того, кто помог тебе выйти из нужды.

- Пока будет жив мой осел, будет и изобилие, - хвастается пьяный хозяин.

- Осел ослом, но что он тебе дал? - выпытывает у него поп.

- Бусину счастья он мне дал, - выдал свою тайну хозяин.

- Как же ты потерял бусину?

- Кто? Я потерял? Не потерял, завтра покажу тебе ее.

Поп остался ночевать в этом доме.

Утром петух опять запел: "Поп хочет выманить у нашего хозяина бусину счастья".

Осел услышал песню петуха, прибежал во двор своего хозяина, откопал бусину и унес ее в лес.

Утром хозяин проснулся, вспомнил, что он во хмелю рассказал попу о бусине, и стал себя ругать. А поп уж пристает: покажи да покажи свою бусину.

Пошли они искать бусину, но ее не оказалось.

- А где твой осел? - опять допытывается поп.

И снова признался хозяин.

- В лесу, - говорит.

Отправились они в лес. Осел увидел попа и спрятался. До вечера искали - не нашли. Ночью возвращаются хозяин и поп домой. Осел забежал вперед и стал на их пути между двумя деревьями. В темноте кажется, будто медведь стоит. Поп испугался и взмолился:

- Ничего мне от тебя не нужно, только спаси меня.

- Медведь очень боится собачьего лая, но у нас нет и собаки. Съест нас обоих медведь, - говорит бедняк, а сам узнал осла.

- Так лай же скорее по-собачьи! - кричит поп.

- Не могу я, язык меня совсем не слушается.

Упал на землю и лежит будто в обмороке. Тогда поп стал на четвереньки и лает по-собачьи: "Гав-гав-гав!" Так и пролаял поп до утра, совсем охрип. А хозяин осла проспал себе на зеленой травке. На рассвете осел снова спрятался. Поп видит, что медведь ушел, оставил бедняка и - домой со всех ног.

Осел подошел к хозяину, отдал ему бусину, и пошли оба домой.

- Опять ты привел этого осла? - закричала жена.

Но муж и слушать ее не стал. Тогда она пошла к попу и говорит ему:

- Ты искал нашего осла. Он у нас дома.

Поп велел ей: "Иди и скажи мужу, что если не отдаст мне осла и бусину, - уничтожу его". Осел говорит хозяину:

- Скажи попу, что я с Цахской вершины принесу еще такую же бусину, пусть только сядет он на меня с твоей женой.

Согласился поп отправиться на осле за бусиной с женой бедняка. Когда осел с попом и женой бедняка поднялся на Цахскую вершину, то побежал так быстро, как никогда еще не бегал, потом резко остановился, и его седоки полетели вниз.

Осел вернулся к своему хозяину, и стали они жить-поживать.

«Волшебная бусина» Осетинские народные сказки \\Составитель Г.З. Калоев — Орджоникидзе: Ир, 1976 — с.112

Еж и царь

Жил-был один царь. Однажды собрал он со всего своего царства людей и животных и сказал им:

- Кто ответит из вас мне на такие вопросы: что лучше всего на свете, что красивее всего и что богаче всего?

Вышли вперед те, кто из царских людей считал себя самым умным, кто хотел ему польстить.

- Лучше всех ты, царь, богаче и красивее всех тоже ты. Приятно было услышать царю такой ответ, но он задал свой вопрос еще раз:

- Может быть, кто-нибудь думает по-другому или нет здесь того, кто бы дал другой ответ?

- Все подвластные тебе люди и животные присутствуют здесь, - ответили царю. - Вон ползет сюда еж, но что умного может он сказать?

К тому времени подкатился запыхавшийся еж. Царь спросил его:

- Где ты был, почему опоздал, я уж заждался тебя. Еж склонил голову перед царем и сказал ему:

- Стоило ли ожидать меня, мой повелитель. Ни лицом, ни станом не удался я - всего-навсего еж.

- Кто бы ты ни был, - сказал ему царь, - ты тоже должен ответить на мой вопрос.

Еж некоторое время молчал, потом ответил:

- Хороша земля, которая кормит людей. Красива весна, которая наряжает землю в пышный наряд из зеленой травы и различных цветов. А богата осень, которая наполняет закрома горами хлеба.

Царь очень удивился умному ответу ежа и спросил его:

- Я доволен, еж, твоим ответом, но хочу задать тебе еще один вопрос: кого больше, живых или мертвых?

- Мертвых больше, - ответил еж, - потому что к мертвым следует отнести и тех из живых, кто не имеет зимой шубы, а летом - бурки.

Царь сказал ему:

- Ты сказал правду, но за то, что ты ничего хорошего не сказал обо мне, с сегодняшнего дня жить тебе в норе, и чтобы шкура твоя была колючая.

С тех пор еж и стал колючим.

«Волшебная бусина» Осетинские народные сказки \\Составитель Г.З. Калоев — Орджоникидзе: Ир, 1976 — с.112

Находчивый пастух

Жил-был пастух. Все свое время он проводил на пастбище: дождь ли шел, жара ли стояла, а он пас господскую отару. Раз на пастбище волк задрал овцу. Испугался пастух и решил не возвращаться к хозяину. Убежал прямо с пастбища. Шел, шел и попал в одно большое село. На окраине этого села стоял огромный дом. Из него доносилось пение и звуки гармони. Пастух подумал: "Видно, здесь играют свадьбу, дай-ка зайду, закушу". Подойдя же ближе к дому, подумал: "Никто меня здесь не знает, никто мне ничего не даст, лучше я погляжу, что там за народ".

Вошел пастух в сени и увидел в сенях седло коня своего алдара. Удивился пастух: откуда здесь это седло, дай-ка, заберу его и отнесу хозяину. Может, он и перестанет гневаться за овцу. Взял он седло, но опять подумал: "А может, и хозяин здесь, пойду посмотрю".

Взвалил пастух седло себе на плечи, влез на чердак, посмотрел в отверстие и видит, что его хозяин сидит среди гостей. С испугу пастух вместе с седлом упал прямо на гостей. Гости повскакивали с мест, набросились на пастуха и поколотили его изрядно. Хозяин схватил его за руку и говорит:

- Этот пропащий хотел украсть мое седло. Заприте его б кладовую и не выпускайте, пока я не прикажу.

Отвели пастуха в кладовую и заперли. Скоро гости опьянели. И пьяному алдару захотелось поглядеть на своего пастуха. Шатаясь, он пошел к кладовой. Испугался пастух, отскочил в угол споткнулся, рука его попала в горшок с узким горлышком, где было масло, и застряла там. Зовет хозяин пастуха своего, а тот не идет. Тогда алдар сам отправился к пастуху. Споткнулся в темноте и упал навзничь. Голова у алдара была лысая. Пастух принял ее за белый камень и, чтобы освободить руку от горшка, поднял ее и ударил о голову алдара. Горшок разбился, пастух высвободил свою руку. Взревел алдар от боли. На его рев гости кинулись в кладовую, но пастух тем временем незаметно выскочил оттуда. Вынесли алдара из кладовой с окровавленной головой. Начали искать пастуха. А он тем временем добежал до жены алдара и говорит:

- Муж твой в соседнем селе с кем-то подрался, и ему разбили голову. Он послал меня к вам за дочерью. А также поручил мне привезти ему мешок денег, чтобы расплатиться с тем, кто спас его от смерти.

Заголосила жена, запрягла бричку, отдала мешок с деньгами и дочери наказала ехать. Сел пастух с дочерью алдара и погнал лошадей.

Тут подоспел к себе домой с разбитой головой и алдар. Жена его и спрашивает:

- А где дочка? Ведь я ее с пастухом к тебе направила да мешок денег дала.

Услышав это, взревел алдар, как медведь, схватился за голову и говорит жене:

- Ты подарила пастуху свою дочь и мешок денег, а я ему еще дал выместить свою злобу на моей голове.

А находчивый пастух и по сей день живет и здравствует с дочерью алдара.

«Волшебная бусина» Осетинские народные сказки \\Составитель Г.З. Калоев — Орджоникидзе: Ир, 1976 — с.112

Птичник и царь

Жили-были муж и жена, и был у них один сын. Когда мальчик немного подрос, родители его умерли. Остался мальчик один. Ничего не оставили после себя родители своему сыну. Нечего ему было даже есть. Не зная, как дальше существовать, он решил отправиться в далекие страны в поисках лучшей жизни.

Долго ли он шел или нет, кто знает, но пришел он в одно царство. Пошел к слугам царя и попросил их:

- Я бедный человек, возьмите меня на какую-нибудь работу.

Они приняли его птичником. Поручили ему целую стаю кур. Мальчик стал смотреть за курами. За один год кур прибавилось несколько тысяч. Куры несли так много яиц, что не только царь, но и все его приближенные и слуги ели столько, сколько им хотелось, и еще оставалось много лишнего.

Шли дни, месяцы, годы. Мальчик вырос, окреп, возмужал. У царя была единственная дочь. Много женихов ее сватало: и царевичи, и цари, но она их даже не замечала. Мысли ее были заняты птичником, поэтому она никому не давала согласия.

Царь часто спрашивал свою дочь, почему она не выходит замуж, почему из таких хороших равных ей юношей она не выберет никого?

Много месяцев и лет прошло, но девушка своему отцу никакого ответа не давала. Однажды царь рассердился и сказал своей дочери:

- Я тебя насильно выдам замуж.

- Отец, не заставляй меня идти силой, я ни за кого не пойду, кроме нашего птичника.

Услышав такие слова от своей единственной дочери, царь от гнева упал в свое деревянное кресло с резными украшениями и сказал дочери:

- Что ты мне сказала, дочь? Как ты посмела сказать мне такое? Как я могу выдать свою дочь за птичника? Этого никогда не будет.

Потом царь позвал своих слуг и сказал им:

- Идите и выкопайте яму глубиной в двадцать локтей и шириной в три локтя.

Слуги выполнили приказ царя.

- Да съесть нам твои болезни, царь, яма уже готова, - доложили они царю.

- Идите и бросьте в эту яму птичника.

Слуги выполнили приказ царя: птичника бросили в яму.

Юноша стал жить в этой яме, но дочь царя все равно его не забывала - то, что ела она сама, каждый день относила и ему. Положит в деревянное ведро пищу, к ведру привяжет веревку и опустит его в яму. Так, тайком, ухаживала дочь царя за птичником.

Проходили дни, проходили месяцы. Птичник и дочь царя страдали, мучились. И вот однажды настал голодный год. Не только люди умирали от голода, но и птицы.

У одной вороны было пять птенцов. Ворона-мать уже не силах была кормить своих птенцов, беречь их. Она оставила птенцов и улетела в далекую страну, чтобы спасти себя от голода. К птенцам прилетела другая ворона и стала за ними ухаживать. Все, что она добывала, приносила птенцам и кормила их. С большими трудностями вскормила их ворона, спасла от смерти.

Когда голодный год прошел и наступил урожайный, возвратилась ворона-мать и говорит вороне, спасшей ее птенцов:

- Ты должна мне вернуть моих птенцов.

Вскормившая птенцов ворона отказала ей:

- Если тебе нужны были твои птенцы, то надо было за ними смотреть, кормить их. А теперь, когда я их взрастила, он мне самой нужны.

Спор ворон затянулся. Каждый день они прилетали к воротам царского дворца, пищали, кричали, жаловались друг на друга царю, но царь не понимал причины их шума. Однажды он созвал всех приближенных и говорит им:

- Большой подарок сделаю тому, кто мне скажет, чего хотят эти вороны, которые кричат около моих ворот.

Никто из приближенных царя не мог понять ворон. Тогда царь со всего царства созвал всех мудрых и учены мужей и спрашивает их:

- О, мудрые и ученые мужи, хоть вы мне скажите, чего хотят эти вороны, почему они кричат?

- Наш славный царь, мы тоже не понимаем ворон.

Вечером, когда дочь царя пошла проведать птичника, он сказала ему:

- Странные дела у нас творятся. Каждый день к нашем дому прилетают семь ворон и под окнами моего отца поднимают крик. Отец хотел узнать, отчего. Созвал он со своего царства народ, но никто не мог сказать ему этого.

Тогда юноша говорит из ямы:

- Скажи отцу, пусть он распорядится выпустить меня отсюда, привести к себе, и я ему расскажу, о чем спорят вороны. Я язык птиц хорошо знаю.

Девушка пошла к отцу и говорит ему:

- Отец, если ты хочешь узнать, почему кричат эти вороны прикажи выпустить нашего птичника, привести его сюда, когда опять прилетят вороны и начнут кричать, то он тебе скажет причину их крика.

Очень удивился царь тому, как до сих пор птичник в яме не умер с голода.

Но дочь сказала отцу:

- Я ему все время бросала хлеб в яму.

- Идите выпустите юношу из ямы и приведите его сюда, - приказал царь.

Выпустили птичника из ямы и привели во дворец. А когда прилетели вороны, то привели его в покои царя.

- Если ты знаешь язык птиц, то должен мне рассказать, о чем спорят и дерутся вороны, - сказал царь юноше.

Долго слушал юноша ворон, потом говорит царю:

- Посмотри, царь, вон те пять ворон сидят вместе, - это птенцы. А та ворона, которая сидит недалеко от них, - кормилица. А та, которая сидит дальше, - это мать птенцов. В прошлом году, когда у нас был голод, мать не в силах была прокормить своих птенцов и улетела в такую страну, где могла пастись. А другая ворона стала их растить, кормить. Теперь, когда наступил урожайный год, прилетела ворона-мать и требует, чтобы ворона, вскормившая и спасшая птенцов, вернула их ей. А она говорит вороне-матери: "Я взрастила этих птенцов, и теперь они мои. Если бы они тебе нужны были, то ты не бросила б их на произвол судьбы". Вот уже сколько дней они прилетают к тебе с жалобой, наш царь. Они от тебя требуют правосудия - кому же должны принадлежать птенцы: той, которая их вскормила, или той, которая их вывела, но потом бросила на произвол судьбы.

Созвал царь своих мудрецов и говорит им:

- Мы должны вынести правильное решение: кому должны принадлежать эти птенцы?

Первое слово было предоставлено самому царю.

- Я, как царь, должен сказать справедливо: ту, которая пасла птенцов, пусть считают их настоящей матерью.

- Мы согласны с твоим решением, - заявили в один голос мудрецы.

Царь вышел из дворца и сообщил воронам свой приговор. Юноша перевел на птичий язык слова царя. Вороны взмахнули крыльями и улетели. Мать птенцов улетела одна, а вскормившая птенцов ворона вместе с ними улетела в другую сторону.

Царь при народе подозвал к себе дочь и юношу, соединил их руки и сказал юноше:

- Вот тебе мое царское кресло, оно по праву принадлежит тебе. А ты, дочь моя, достойная ему жена, потому что я его хотел убить, а ты спасла ему жизнь. Это говорит о том, что и ты умнее меня. Этот юноша такой умный, что подобного ему в моем царстве не окажется.

Птичник стал царем. После этого старый царь прожил немного. Молодой царь старался, чтобы его царство процветало.

Вот и сказке конец. Да прожить вам до тех пор, пока все это сбудется.

«Волшебная бусина» Осетинские народные сказки \\Составитель Г.З. Калоев — Орджоникидзе: Ир, 1976 — с.112