Крикет

Крикет - это английская игра в "Лапту". Она отчасти похожа на игру «Французская лапта с городками», только значительно сложнее её.

Для игры в "Крикет" необходимы следующие принадлежности: две "лапты", мяч и двое ворот.

"Лапта" делается из плотного, крепкого, но не тяжёлого дерева и имеет вид лопаточки, длинной в 1 метр, шириной около 9 сантиметров, а толщиной в 3,5 сантиметра. Широкий конец "лапты" закругляется, а узкий, служащий рукояткой, обматывается бечёвкой или изолентой. (Инвентарь можно приобрести в немногих спортивных магазинах, найти специальный детский вариант не представляется возможным.)

Для игры можно использовать теннисный мяч. Хоть в игре используется один мяч, однако не мешает на всякий случай иметь их несколько.

Ворота  состоят из трёх стоек, которые втыкаются в землю на таком расстоянии, чтобы мяч не мог пройти между ними, и двух поперечных перекладин поверх стоек. Перекладины лежат на стойках свободно, но чтобы они не свалились сами собой, для помещения их на концах стоек делают соответствующие выемки.

Поле игры должно быть не менее 22,5 метров в длину и столько же в ширину. На двух противоположных сторонах игрового поля, на расстоянии 15 метров, ставят друг против друга двое ворот. От основания ворот, в ту и другую стороны наносят жидким мелом черту и загибают её концы под прямым углом назад. Черты эти ограничивают спереди и с боков "города" при воротах и называются "коновыми" или "городскими" линиями. На расстоянии 2,8 метра впереди ворот проводят ещё две линии - это "боевые" линии, длинной в 1,5 метра.

Играющие выбирают двоих "капитанов" и разделяются между ними на две команды, по 11 человек. Затем "капитаны" мечут жребий, какой команде идти "служить", а какой оставаться в "городе" и играть. "Служащие" игроки также называются "метальщиками" или "подавальщиками", а "городские" - "защитниками" или "бойцами". Полевые игроки являются нападающей стороной, а "городские" - защищающейся. При этом выгодной стороной является защита, так как защита ворот и пользование "лаптой" даёт возможность выиграть.

Перед началом игры, игроки "городской" команды размещаются в "городах" или где-нибудь в стороне, за воротами. Только двое из них становятся впереди на "боевые линии" - они называются "бойцами". У "бойцов" в руках по "лапте".

Игроки "служащей" команды располагаются частью на поле, частью в самих "городах". В каждом "городе" с правой стороны ворот становятся по одному игроку "служащей" команды, которые бросают мяч в ворота противного "города", с целью сбить их - они имеют тоже значение, что и "подавальщик в игре "Французская лапта с городками" , и называются "метальщиками". Кроме них, в "городах" за воротами "служащая" команда ставит ещё по одному игроку, которые называются "сторожа", чтобы те задерживали переброшенный мимо ворот мяч и не давали ему далеко закатиться. Остальные играющие "служащей" команды располагаются по всему полю, преиму3щественно в тех местах, куда чаще всего попадает мяч. Они ловят его на лету или, задержав его, быстро передают "сторожам" или "метальщикам".

План игры и расположение игроков видно на чертеже.

ХОД ИГРЫ

Игра начинается тем, что из каждого "города" господствующей команды высылается по одному игроку, которые становятся на "боевые" линии, берут в обе руки "лапту", опускают её широкий конец к земле на черту, и в таком положении ждут нападения. В это же время "метальщики" из команды соперников становятся на "коновых линиях". Один из них, имея в руке мяч, бросает его в ворота противного "города".

Мяч бросается в ворота "метальщиком" или прямо по воздуху, или с отскоком от земли, или даже накатом. Брошенный мяч, "защитник" должен отбить. При этом в его интересах отбить мяч, как можно дальше.

При метании мяча в ворота "метальщиком" и отбивании его "защитником" имеют место следующие три случая: А) мяч будет отбит "защитником"; Б) мяч не будет отбит, но не попадёт в ворота,: С) мяч попадёт в ворота и разобьёт их.

А. Когда мяч будет отбит от ворот, оба "защитника" сейчас же перебегают от "города" к "городу", стараясь достичь их раньше, чем "служащим" удастся захватить мяч и бросить его в ворота. За каждый пробег в один конец "бойцы" считают одно очко выигрыша. По этому "бойцы" после сильного удара стараются сделать несколько перебежек, чтобы заработать большее число очков. Однако они должны помнить, что во время перебежки ворота остаются "покинутыми" и любой из команды "служащих", захватив мяч, может разбить их.

После оконченной перебежки мяч передаётся в руки другого "метальщика", который бросает мяч к другим воротам. "Метальщики" и направление подачи каждый раз меняются. При этом может случиться, что "защитником" вторых ворот после перебежки окажется всё тот же "боец". Это допускается, но только до четырёх раз, после чего "метальщики" могут объявить "перемену", т.е. изменить порядок метания.

Б. Мяч, брошенный "метальщиком" так далеко от цели, что его нельзя даже отбить, не считается. Не отбивая такой мяч, "защитник" всё же может им воспользоваться и сделать перебежку.

Если же мяч будет направлен хорошо к "городу", но в ворота не попадёт, то такой мяч считается и "защитник", несмотря на промах, обязан бежать к другому "городу".

В. В том случае, когда ворота будут разбиты "метальщиком", "боец" , который не смог их защитить, выходит из игры. Его место занимает следующий очередной игрок.

"Боец" выходит из игры и считается выбитым, в следующих случаях:

1. Когда допустит разрушение ворот "метальщиком".

2. Если по оплошности свалит свои ворота, или разобьёт мячом ворота другого "города".

Примечание: Для того, чтобы избежать подобного случая, другой "боец" имеет право оградить ворота, подставив навстречу летящему мячу свою "лапту".

3. Если при отбивании мяча обеими ногами переступит за "боевую черту".

4. Когда отобьёт мяч двойным ударом.

5. Когда покинутые для перебежки ворота будут разбиты кем-либо из команды "служащих". Тогда из игры выходит тот "боец", который в момент разрушения ворот находился ближе к ним.

Примечание:

  1. Когда "боец" хоть одной ногой находится на "боевой линии" или касается её "лаптой", то противники теряют право разрушать ворота, которые не считаются больше "покинутыми".
  2. Прежде чем покинуть свой "город" и бежать к другому, "бойцу" следует посмотреть, где находится мяч. Если мяч близко к его воротам, то лучше подождать другого "бойца" и бежать самому, когда тот займёт его позицию, и наоборот.

6. Когда будет поймана "свечка" кем-либо из "служащей" команды.

Таким образом, задача "бьющей" команды сводится к тому, чтобы дольше удержать за собой "город" и сделать больше перебежек. Задача игроков "служащей" команды - частым разрушением ворот или ловлей "свечей" вывести из игры всех игроков команды соперников и занять её место.

Игра продолжается до тех пор, пока обе стороны не побывают по два раза в качестве "защитников" ворот. Победа признаётся за той командой, которая наберёт больше очков. Одна и та же игра может быть возобновлена на второй или на третий день, если играющим не удастся закончить её сразу.

ПРАВИЛА:

1. При игре с двумя воротами  играющих бывает по 11 человек и более в каждой команде.

2. В игре существуют два незаинтересованных лица, которые следят за правилами и ходом игры и разрешают споры между сторонами - судьи. Они находятся у ворот и произносят свой приговор лишь тогда, когда игроки обратятся к их посредничеству, или когда требуется их вмешательство по правилам игры.

3. Перед началом игры "боец" становится на "боевую линию" слева от ворот и держит "лапту" наготове, т.е. опущенной вниз к черте. "Метальщик" или "подающий", размещается у противоположного "города" и должен хоть одной ногой стоять на "коновой линии". По команде судьи: "Начинать!" - "метальщик" бросает мяч к противоположным воротам, а "боец" отбивает его.

4. Когда пробивший "боец" побежит к другому "городу", тогда и второй "боец" должен переменить своё место.

5. Ворота считаются "покинутыми", если "боец" переступит обеими ногами за "боевую черту" или не будет касаться этой черты концом "лапты".

6. "Покинутые" ворота могут быть разрушены любым игроком "служащей" команды.

7. Ворота считаются разбитыми, если с них упадёт хоть одна перекладина.

8. Если мяч будет брошен "метальщиком" слишком высоко или далеко в сторону, или вообще, так что "боец" не мог бы его отбить, то судья должен сразу его признать "далёким" или "неправильным". От отбивания "далёкого" мяча и обязанности бежать к другим воротам "боец" вправе отказаться. Но если мяч будет подан хорошо или, по крайней мере, не будет признан "далёким", "боец" должен бежать к другим воротам независимо от того, отобьёт он мяч или сделает промах.

9. Как только перебегающий "боец" достигнет "боевой линии", ворота больше не считаются "покинутыми" и не могут быть разрушены.

10. За каждую перебежку "бойцов" от "города" к "городу" их команда получает одно очко. Если "бойцам" удастся сделать несколько перебежек, то они считают столько очков, сколько сделают удачных перебежек. Но если в последнюю перебежку будут разрушены ворота, то и первые не считаются.

11. Закатившийся далеко мяч "служащая" команда может объявить потерянным, и тогда "бойцы" выигрывают пять очков, если, конечно, не успеют сделать больше очков, прежде чем противники объявят потерю мяча.

12. Если ворота будут разбиты во время метания или при перебежке, виновный "боец" выходит из игры.

13. "Боец" выходит из игры, когда будет поймана "свечка".

14. "Боец" выходит из игры во всех трёх случаях, которые перечислены нами раньше.

15. Если полевые игроки допустят какую-либо ошибку, они проигрывают пять очков, а именно: а) когда поймают мяч шапкой, б) когда "сторож" поймает мяч перед воротами, в) когда при метании "метальщик" выйдет за "коновую линию" и пр.

16. После перемены ролей, каждая команда сохраняет свои очки.

17. Побеждает та команда, у которой после окончания игры больше очков.

Крикет с одними воротами

Когда число играющих меньше 11 в команде, тогда играют с одними воротами и, с одним "защитником". На месте вторых ворот вбивают в землю кол. Перед воротами, на "боевой черте", становится "защитник", а на противоположном конце игрового поля, на черте, проведённой в обе стороны от колышка - "метальщик".

Условия и правила игры здесь такие же, как и в "крикете", исключаются некоторые, обусловленные отсутствием одних ворот.

1. Игровое поле очерчивают  с боков линиями, на  расстоянии 52 метра одна от другой. Таким образом арена игры оканчивается со всех сторон и имеет вид квадрата.

2. Чтобы получить очко и право снова отбивать, "защитник" после удара должен сбегать до колышка, коснуться его "лаптой" и возвратиться обратно к воротам.

3. Полевые игроки могут разбивать ворота лишь тогда, когда мяч побывает за "метательной чертой", т.е. за колышком. После слабого удара или промаха "бойца" они должны сначала перебросить мяч "сторожу", стоящему за колышком, а оттуда уже к воротам. В случае отбоя мяча дальше "метательной черты" или условленных боковых границ, полевые игроки передают его прямо к воротам.

4. Если играют менее 5 человек в команде, то "боец" не должен отбивать мяч  в сторону дальше условленной границы. В противном случае он теряет право на перебежку, и сам удар должен быть возобновлён. Но если отбитый мяч упадёт в пределах игрового поля и уже потом, выкатится за боковую линию, то "боец" не теряет право на перебежку, потому что мяч вышел за границы поля не по его вине.

5. После каждого отбоя, даже если то был промах, "боец" обязан сделать перебежку. Но от мяча, который брошен слишком высоко или слишком далеко в сторону, "боец" в праве, отказаться и не отбивать. Такая подача не считается и должна быть повторена.

Примечание: Во избежание споров судья должен немедленно признать мяч "далёким" или "негодным". Если судья не отменяет подачу, "боец" обязан бежать.

Швейцарская лапта с пленными

(Игры с лаптой)

На ровном открытом месте чертят правильный четырёхугольник, длинной в 60 шагов, шириной - в 40 шагов. На середине одной короткой стороны кружком обозначают место, откуда отбивают мяч. Это место в игре называется "коном", а линия, на которой оно помещается, называется "коновой линией". На другой короткой стороне, в углах четырёхугольника, обозначают небольшими квадратиками ещё два места. Одно место - "дальний кон", а другое - "становище " для пленных.

Играющие, количеством от 10 до 24, разделяются на две команды. По жребию одна команда владеет "коном", и располагается на "коновой линии", за четырёхугольником, - эта команда "господствующая" или "бьющая". Вторая команда размещается частью в четырёхугольнике, частью по сторонам, а часть за ним - это "служащая" команда.

Задача "господствующей" команды заключается в том, чтобы по возможности дольше удержать за собой "кон", тогда как "служащая" команда старается забрать побольше "пленных" из "господствующей" команды и, ослабив, принудить её к сдаче "кона".

Игру начинает "капитан" "господствующей" команды. Он берёт "лапту" и отбивает поданный в поле мяч. Мяч в этой игре подаётся очередным игроком той же "господствующей" команды.

Ударить по мячу разрешается только один раз, но промахнуться допускается до трёх раз.

Если бьющий игрок трижды промахнётся, он передаёт "лапту" своему  "подавальщику", который теперь начинает отбивать, а "подавальщика" заменяет следующий очередной игрок.

Когда бьющий удачно отобьёт мяч, он так же передаёт "лапту" в руки "подавальщика", а сам бежит к "дальнему кону" и, если есть возможность, возвращается обратно на "городской кон".

Пробивший игрок, добежав до "дальнего кона" может там остаться и ждать удобного случая, т.е. когда один из его товарищей сильным ударом далеко загонит мяч.

Игроки "служащей" команды стараются: 1) поймать на лету мяч, 2) поднять его с земли и "запятнать" бегущего игрока из команды соперников, 3) поскорее перебросить его за "коновую линию". Этими тремя способами они наносят вред противнику и приближаются к выигрышу.

Играющие "господствующей" команды попадают в "плен" следующим образом:

1. Когда бьющий игрок трижды промахнётся или сделает такой удар, которым не может воспользоваться.

2. Когда пробивший игрок убегая с "городского кона" на "дальний кон" не передаст "лапту" в руки "подавальщика", а возьмёт её с собой или бросит на землю.

3. Когда при ударе у бьющего игрока из рук выскользнет "лапта".

4. Когда пробивший игрок будет срезан, т.е. "запятнан" мячом во время перебежки от одного "кона" к другому.

5. Когда игрок, стоящий у "дальнего кона", побежит в то время, как  мяч будет переброшен на "ближний кон".

6. Когда будет поймана "свечка", т.е когда игроки "служащей" команды поймают мяч на лету. Тогда в "плен" идёт игрок, сдавший "свечку".

Пленники находятся в "стане пленных" и вытягивают руки, но выходить за черту "стана" им нельзя.

Любой игрок "господствующей" команды, перебегая с "дальнего кона" на "ближний", может освободить своих пленных, если он ударит по вытянутой руке и со всеми "пленными" благополучно возвратится на "городской кон".

Выручить "пленных" нелегко, потому что игроки "служащей" команды ревностно оберегают их и при каждой попытке их выручить принимают соответствующие меры:

1. Когда освобождённые "пленные" вместе со своим освободителем направляются в "город", они могут быть снова все "перепятнаны" и на этот раз даже не мячом, а просто рукой, как в игре «Барре». Рукой в этом случае "пятнается" и игрок, выручивший "пленных".

2. Если игроки "служащей" команды перебросят мяч за "городскую черту", то все освобождённые "пленники", прибывшие туда после мяча, обязаны снова вернуться в "плен". Этому правилу подчиняется и "выручавший" игрок.

Игра продолжается до тех пор, пока "служащая" команда не заберёт в "плен" условленное количество игроков. Обычно это число равно половине состава команды. Затем команды меняются ролями. Для того, чтобы игрокам "служащей" команды отбить у игроков "господствующей" команды "город", необходимо забрать половину противников в "плен".

Французская лапта с городками

(La balle au poste)

(Игры с лаптой)

МЕСТО И ОРУДИЯ ИГРЫ

На земле чертят круг, достаточный для того, чтобы вместить всех игроков одной команды, т.е. от трёх до четырёх шагов в диаметре. Этот круг называется "основанием" или "городом".

Перед "основанием" на шаг от него, чертят четырёхугольник, величиной с носовой платок - это "цель".

Вокруг игрового поля флагами обозначают несколько пунктов, достаточно удалённых друг от друга - это "городки" или "посты" для остановок.

"Посты"в совокупности образуют фигуру, для которой служат вершинами. В их числе и само "основание".

"Посты" нумеруются справа налево.

Орудиями для игры являются "лапта" и мяч.

"Лапта" изготавливается из дерева твёрдых пород: бука, клёна, берёзы и пр. И похожа она, на лопаточку, длиной от 60 до 80 сантиметров, 20 сантиметров из которых приходятся на круглую ручку. Ударная часть "лапты" делается шириной 10 сантиметров, а толщиной не менее 4 сантиметров.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИГРАЮЩИХ

Играющие, количеством от 12 до 30 человек, делятся на две команды: "А" и "В". В каждой команде игрокам присваиваются номера, соответственно порядку, в котором были выбраны "капитаном".

Капитаны мечут жребий, какой команде владеть "городом", а какой быть в поле и "служить". Предположим, что команде "А" достался "город". Тогда её капитан становится впереди и немного влево от "цели", берёт обеими руками "лапту" и готовится отбить брошенный к "цели" мяч.

Игрок, защищающий "цель" "лаптой", в игре называется "отбивальщиком"

Остальные игроки команды "А" находятся в "городе" или "основании".

Капитан "служащей" команды "В" , становится напротив "цели", на расстоянии 15 шагов. Место, где он находится, обозначается кружком или колышком и называется "подачей"

Остальные игроки команды "В" распределяются по всей площадке, держась ближе к "постам".

ХОД ИГРЫ

ОТБИВАНИЕ. Игра начинается тем, что капитан команды "В" исполняющий обязанности "подавальщика", берёт мяч и бросает его в "цель".

Если мяч покатится по земле раньше, чем попадёт в цель, то подача не защитывается и повторяется.

Хорошо поданный мяч, т.е. когда он направлен прямо в цель, капитан команды "А" отбивает "лаптой" в поле.

Примечание: Каждый "отбивающий" имеет право на три удара.

При отбивании мяча могут представиться следующие три случая:

1. Когда мяч не отбили и он попал прямо в "цель".

В этом случае "служащая" команда, выигрывает одно очко, а "отбивальщик",  из команды "А", считается "убитым" и выходит из игры. Его место занимает другой очередной игрок.

2. "Отбивальщик" не отбил мяч, но и мяч не попал в "цель".

Это считается промахом.

После троекратного промаха "отбивальщик" тоже считается "убитым" и выходит из игры, а его команда проигрывает одно очко.

Чтобы избежать промаха "отбивальщик" может отказаться от плохой подачи и требовать повторения её, но только до трёх раз.

Примечание: "Убитые" игроки выходят из игры только на один "кон". Когда их команда проигрывает "город" и становится в поле "служить", тогда и они входят в игру.

3. "Отбивальщик" отобьёт мяч.

В этом случае он сразу бросает "лапту" и бежит к "посту №1", а от него последовательно ко всем остальным постам, пока не возвратится снова в "город".

Пробегая мимо "постов", игрок обязан коснуться рукой каждого из них. "Пост", которого игрок не коснулся, считается пропущенным.

Если игрок оббежит все "посты" за один свой удар и успешно вернётся в "город", он приобретает право снова отбивать мяч, когда до него дойдёт вторичная очередь, а его команда выигрывает пять очков.

Иногда "пробивший" игрок видит, что ему не пробежать всего круга за один раз, тогда он останавливается около какого-либо "поста" и объявляет остановку. Став у "поста" он поднимает руку и кричит: "Остановка!"

Теперь мяч отбивает второй по очереди игрок и после удачного удара, также бежит к ближайшему "посту". Одновременно с ним его предшественник, первый игрок, продолжает свой бег дальше.

Перебегая от "поста" к "посту", играющие должны следить, чтобы у "поста" не было больше одного игрока.

Игрок, благополучно возвратившийся в "город", после остановок на "постах", получает "руку", т.е. право бить, а его команда - одно очко.

Примечание: Игроки команды "В" ловят отбитый мяч на лету или поднимают его с земли и передают его из рук в руки, для того чтобы "запятнать" бегущего игрока.

Если бегущий игрок будет "запятнан", его команда проигрывает одно очко, и роли команд меняются. Но "запятнанный" игрок может отыграться, ему нужно быстрее схватить мяч и возвратить удар одному из игроков команды соперников, которые в это время с криком: "В город!" стремятся занять "основание".

В случае отыгрыша команды остаются на прежних местах, и очко получает отыгравшаяся команда.

Игроки команды "А" могут быть "запятнаны" при следующих обстоятельствах: а) когда они перебегают от "поста" к "посту"; б) когда у одного "поста" окажется одновременно несколько игроков; в) когда бегущий игрок возвращается к прежнему "посту"., вынужденный к этому собственной ошибкой или ошибкой товарища.

Когда игрок команды "В" поймает "свечку", т.е. поймает мяч на лету, он сейчас же бросает его вверх и кричит своей команде: "В город!" Команда "А" и тут может отыграться, если кому-нибудь из её игроков удастся схватить мяч и "запятнать" им противника, когда тот бежит к "городу". Если команда "А" успеет отыграться, то она остаётся в "городе" и выигрывает одно очко. В противном случае она теряет "город" и одно очко.

Следующие ошибки команды "А" влекут за собой проигрыш одного очка и потерю "города" без права отыгрываться:

1. Когда игрок господствующей команды возьмёт в руки мяч.

2. Когда в "основании" не окажется ни одного игрока, имеющего право бить.

3. Когда бегущий игрок пропустит хоть один "пост" или обгонит своего предшественника и не успеет исправить своей ошибки, т.е. не возвратится назад.

4. Когда бегущий игрок отобьёт ногой мяч или каким-либо другим способом помешает противникам в ловле мяча.

Если игроки команды "В" задержат или помешают игроку команды "А" бежать, то команда лишается права его "пятнать" и проигрывает одно очко.

Команда "В" проигрывает одно очко и в том случае, когда один из её игроков, крикнет неправильно: "В город!"

Когда команда "В" выигрывает "город", то первым начинает бить игрок, принёсший победу своей команде, а за ним бьёт тот игрок, на ком прервалась очередь.

СЧЁТ ОЧКОВ

Господствующая команда "А" приписывает себе к выигрышу: а) за каждый полный пробег своего игрока - одно очко; б) за пробег, сделанный им без остановок у "постов" - пять очков; в) за удачный отыгрыш - одно очко; г) за каждую ошибку противников - одно очко.

Господствующая команда проигрывает в пользу своих противников по одному очку за каждого "убитого" игрока и по одному очку за каждую свою ошибку, которая вместе с тем влечёт за собой и потерю "города".

При перемене ролей команды сохраняют свои выигрышные очки.

Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не наберёт условленное количество очков. Число очков, необходимое для выигрыша обычно равняется числу играющих плюс пять.

Немецкая лапта с городками

(Schlagball mit Freistatten)

(Игры с лаптой)

Место игры

На ровном месте очерчивают круг в 50 метров в диаметре.

К этому кругу пристраивают небольшой четырёхугольник, 4-6 метров в длину и 3-4 метра в ширину - это "город" или "кон".

По окружности круга ставят восемь флагов, на расстоянии 12 метров один от другого, и нумеруют их слева на право, - флаги эти обозначают "городки", где бегающие игроки временно останавливаются.

В зависимости от числа и силы игроков, а также места, которым они располагают, круг может быть уменьшен или заменён другой фигурой - эллипсом, четырёхугольником и пр. Соответственно уменьшению круга, число "городков" также может быть уменьшено до 4-х.

Для игры нужен мяч и "лапта".

"Лапта" имеет длину 50-70 сантиметров, из которых 20 сантиметров приходятся на ручку, которая должна быть от 2,5 до 3 сантиметров толщиной. Ударная площадь "лапты" делается шириной 10, а толщиной 5 сантиметров.

Для мальчиков "лапта" делается из бука, ясеня, берёзы, а для девочек из липы. (Или покупается в магазине.)

Распределение игроков

Играющие в количестве от 12 до 24 человек, разделяются на две равные команды, между двумя "капитанами". "Капитаны" мечут жребий, кому из них первому начать набор команды. Затем вторичным жребием определяют, какой из команд владеть "городом", т.е. бить, а какой "служить"?

Игроки "служащей" команды размещаются по всему игровому полю. Часть их становится в кругу, а часть за кругом, держась преимущественно поближе к "городкам". Лучший из них обычно сам "капитан", становится в "кону" "подавальщиком"

Задача команд

Каждый игрок "играющей" команды в очередь, установленную "капитаном", должен отбить "лаптой" подброшенный "подавальщиком" мяч. Затем оббежать весь круг, побывав у каждого "городка", и вернуться обратно на "кон". Пробивший игрок может не останавливаться у "городка", но он обязан непременно коснуться его рукой. Благополучно вернувшись на "кон", игрок приобретает право, когда дойдёт очередь, снова отбивать мяч.

Цели игроков "служащей" команды: а) отбитый мяч поймать на лету, другими словами поймать "свечу", б) "запятнать" бегущего, и в) "сжечь" "городок" или "кон". Этими тремя способами "служащая" команда может одержать победу над "играющей" командой и занять "кон".

Правила

А. Отбивание мяча.

1. Каждый отбивающий игрок имеет право на три удара. Для того чтобы избежать лишний промах он может отказаться от плохо поданного мяча и требовать повторения.

2. Мяч, следует отбивать вверх, т.е. давать "свечки", а отбивать мяч вниз, по земле, считается нечестным.

Если бьющий отобьёт мяч назад или в сторону от круга, он теряет право бить и отстраняется от игры до следующего "кона".

3. Игроки "играющей" команды отбивают мяч по очереди в том порядке, в каком они были выбраны капитаном.

4. Если команда выигрывает "кон", то начинает отбивать мяч игрок, который принёс победу своей команде. За ним по очереди бьют игроки, которым не пришлось бить в предыдущем "коне".

5. Мяч всецело принадлежит "служащей" команде. Поэтому никто из игроков "играющей" команды не имеет права брать его в руки, исключая случаи предусмотренные правилами игры. Также никто из них не может отбивать мяч ногой и этим препятствовать "служащим" игрокам его схватить.

6. Отбивший игрок, намереваясь бежать, должен оставить "лапту" на "кону". Брать "лапту" с собой или бросать её в сторону от "кона" нельзя.

Б. Бег.

7. Отбивающий может бежать после любого удара, если посчитает, что он достаточно удовлетворительный, чтобы достигнуть хотя бы первого "городка". Но после третьего удара он обязан бежать, независимо от того, попал ли он по мячу или нет.

8. Если "отбивающий" по какой-либо причине выпустит "лапту" из рук, он должен бежать. Вторично брать "лапту" не разрешается.

9. Бежать от "городка" к "городку" можно только по прямому направлению. При этом бегущий обязан прикоснуться рукой к каждому "городку"

10. Остановившись в "городке", играющий всё время своего пребывания в нём обязан рукой держаться за флаг. Если он этого не сделает, его могут "запятнать" или "сжечь городок", как никем не занятый.

11. Бегущие должны сразу же прекратить свой бег, если мяч окажется на "кону" в руках у "подающего" и тот крикнет: "Стой!". Остановившемуся игроку разрешается: или вернуться назад или перейти в тот "городок", в который он направлялся. Но если "подавальщик" перебросит мяч другому полевому игроку, бегуны в праве, продолжить прерванный бег.

Примечание: Игра ничего не теряет, а скорее выигрывает в живости и определённости, если принять за правило продолжать бег только тогда, когда очередной "отбивающий" побежит с "кона" сам.

12. Ни один бегун не должен обгонять своего предшественника. И все они должны возвращаться к "кону" в первоначальной очереди.

13. Ни один "городок" не может быть занятым одновременно двумя бегунами.

Поэтому каждый бегун, прежде чем оставить свой "городок", должен удостовериться, что следующий "городок" он найдёт свободным.

14. В случае потери мяча бегуны обязаны прекратить бег, пока он не будет найден и не введён в игру новым ударом.

Мяч считается потерянным, если перелетит забор, попадёт в кусты и пр.. Но его не считают таковым, если на свободном плацу он улетит далеко за круг.

15. В поисках мяча могут участвовать обе команды. В этом случае мяч разрешается брать в руки и игрокам "играющей" команды.

В. Пятнание.

16. Игроки "играющей" команды могут быть "запятнаны" игроками "служащей" команды в следующих трёх случаях: а) при беге от одного "городка" к другому; б) когда они выступят за границу "кона", и в) когда остановившийся бегун не держится рукой за флаг "городка" Последствием "пятнания" становится потеря "кона", для "играющей" команды.

17. Если мяч попадёт в бегуна отскоком от земли или от какого-либо предмета, то такое "пятнание" не считается.

18. "Подавальщик" может "пятнать" только с "кона". Остальные игроки "служащей" команды не прикованы к месту и могут бегать с мячом в руке.

19. Если бегуна задержит игрок "служащей" команды, а другой "запятнает", это считается недействительным.

Г. Сжигание городка.

20. "Сжечь городок" или "сжечь кон" - значит бросить в него мяч. Игрок, попавший мячом в "городок" или "кон", должен крикнуть: "Городок сгорел!"

21. "Городок" может быть "сожжён": а) тот, к которому "играющие" направляют свой бег; б) тот, который "играющий" оставил и снова к нему возвращается, и в) тот, к которому бегун забыл прикоснуться рукой.

22. "Кон" может быть "сожжён", если в нём не окажется ни одного игрока из "играющей" команды.

Случай этот имеет место только тогда, когда команды немногочисленны, когда число игроков в команде меньше числа "городков"

Д. Перемена команд.

23. "Играющая" команда теряет "кон": а) когда один из её членов будет "запятнан"; б) когда один из её членов коснётся мяча; в) когда будет "сожжён городок" или "кон", и г) когда будет поймано условленное количество "свечек".

Примечание: Чтобы затруднить ловлю "свечки", для искусных игроков вводится правило ловить мяч только одной рукой.

Е. Выигрыш команды и запись очков.

24. Выигрыш команды определяется числом полных круговых пробегов. Это число обычно соответствует числу игроков в команде. Иногда же считают выигравшей ту команду, у которой в определённое время получится наибольшее число таких пробегов.

25. Каждый круговой пробег игрока даёт ему право снова бить, кроме того даёт выигрыш одного очка для его команды.

26. Каждую новую игру начинает проигравшая команда.

27. Запись очков при состязательной игре ведёт постоянное лицо, а в обыкновенной игре сам руководитель или учитель.

Американская лапта

(Лапта с городками)

(Игры с лаптой)

Самая любимая игра в Северной Америке, вероятно потому и названа американской, хотя во Франции и в Германии она тоже пользуется большой известностью.

В Америке в "Лапту" собираются играть иногда человек 300 и более. Под неё отводится огромное пространство с различными приспособлениями. Отделяют место для "города", который обносят небольшим валом. За "городом", полукругом, располагают несколько маленьких "городков", между которыми устраивают разного рода препятствия, например, вырывают канаву, выстраивают забор, кладут на подставках поперечное бревно, ставят высокую "кобылку" и т.д. Словом вводят в игру всевозможные гимнастические упражнения.

В Германии эта игра практикуется в более простом и удобном варианте, без всяких гимнастических премудростей.

Играющие разделяются обычным способом на две равные по числу и силе команды.

На одном конце игрового поля чертой обозначают "город", где располагается господствующая команда, или "играющие". Затем за "городом" по правому краю поля, полукругом, на расстоянии 8-12 метров друг от друга, чертят в виде кругов или квадратов пять "городков", или проще, обозначают их вехами. Последний "городок", расположенный на месте дальней "коновой черты", должен быть настолько велик, чтобы в нём могли поместиться все члены "играющей" команды.

По полю в произвольном порядке размещаются игроки "служащей" команды. Под "городом" становится "подавальщик"

Игра начинается тем, что один из игроков "господствующей" команды, став на "игровую черту", отбивает "лаптой" в поле подброшенный ему "подавальщиком" мяч.

ПРАВИЛА:

1. Каждому "играющему" полагается бить до трёх раз, после чего он немедленно должен оставить "город" и бежать хотя бы до первого "городка". Там он может остановиться и ждать удачного удара товарища, после которого он бежит к следующему "городку". Если "городки" свободны, "играющий" может, не останавливаясь, пробежать их все, но обязан каждого коснуться рукой или ногой. Возвратившись в "город" он снова приобретает право бить.

2. Пока "играющий" находится в "городке", он в безопасности. В "городках", кроме последнего, полагается укрываться только по одному игроку. Лишний должен возвращаться назад, а если туда ему возвратиться нельзя, он выходит из игры.

3. "Запятнанный" игрок считается "убитым" и тоже выходит из игры.

4. "Служащая" команда выигрывает: 1) когда все игроки "играющих" выйдут из игры, 2) когда будет взят "город" или "городок", и 3) когда будет поймана "свечка".

5. ВЗЯТ ГОРОДОК. Когда "играющий" при перебежке пропустит "городок", тогда "служащий", добыв мяч, бросает его в "городок" и кричит: "Городок взят!" - затем бежит в "город", и все остальные "служащие" направляются туда же.

6. ВЗЯТ ГОРОД. Если "подавальщик" заметит, что в "городе" нет игроков, он бросает туда мяч и кричит: "Город взят!". Игроки "служащей" команды бегут в "город", а кому это сделать рискованно из-за дальности расстояния, тот бежит к ближайшему "городку".

7. Поймавший на лету "свечку" обязан сразу бросить мяч на землю и крикнуть: "В город!" По этому возгласу вся его команда поспешно бежит к "городу".

8. При взятии "города" или "городка", а так же после пой манной "свечки", проигравшая команда может отыграться. Для этого нужно быстро поймать мяч и "запятнать" им бегущего к "городу" противника.

9. Мяч всецело принадлежит "служащей" команде, и никто из игроков "играющей" команды не имеет права брать его в руки. Нарушивший, это правило считается "убитым", и выходит из игры.

10. Игроки, вышедшие из игры, при переходе их команды из "играющих" в "служащие", снова вступают в игру.