Заячий домик

Построил заяц себе домик. Хоть и маленький, а хороший: с крышей, с окнами, с дверью и даже - со столом и лавками.

Построил заяц домик и убежал в гости, а двери не запер.

Заяц в гостях веселится, а в это время в его-домик забрался сверчок.

— Чрик-чрик, чрик-чрик, чр-чр! — пропел сверчок свою-песенку. — Хороший домик! — Улегся на лавку и заснул.

Вернулся заяц домой и тоже лег на лавку. Полежал заяц на одном боку, на другой повернулся и, придавил ненароком сверчка.

— Чр-чрик! — пискнул сверчок.

Испугался заяц — и прыг из дома.

Скачет зайчишка-трусишка по дороге, плачет-зали­вается. Встретился ему медведь.

— О чем плачешь, заяц? — спрашивает медведь.

— Забрался в мой домик какой-то зверь, — отвечает заяц. — Где я теперь зимой жить буду?

— Не горюй, кум заяц, я тебе помогу, — говорит мед­ведь.

Пришли медведь и заяц к заячьему домику. Заревел медведь что есть силы.

Услышал сверчок медвежий рев и спрашивает:

— Чрик-чрик, чрик-чрик, чр-чр! Кто там?

Медведь послушал-послушал и убежал в лес: кто его знает, что за зверь сидит в домике? Остался заяц один.

Скачет он по дороге и плачет-заливается. Идет навстречу зайцу лиса.

— Заинька, дружок, куда бежишь? О чем плачешь-горюешь?

— Эх, кумушка, нет у меня теперь своего домика! Забрался в него какой-то зверь и не выходит, — пожало­вался заяц.

— Я помогу тебе, — говорит лиса. — Я тебя в беде не оставлю.

Пошли лиса с зайцем к заячьему домику. Лиса прямо в дом входит, хвостом машет, сердитым голосом кричит:

— Эй, кто здесь есть, а ну, выходи! Не выйдешь доб­ром—когтями исцарапаю, зубами искусаю!

А сверчок отвечает ей:

— Чрик-чрик, чрик-чрик, чр-чр!

Лиса послушала-послушала: кто его знает, что за зверь — и в лес убежала.

Заяц туда-сюда по сторонам посмотрел и снова запла­кал. Скачет он по дороге, а навстречу ему петух.

— Зайка, братишка, о чем плачешь? — спрашивает петух.

— Эх, дружище петух, — отвечает заяц, — беда у ме­ня! Зима скоро, а в моем домике какой-то зверь засел и меня в дом не пускает. Медведь хотел выгнать и лиса хо­тела, да не смогли...

— Не горюй, друг заяц, я тебе помогу, — говорит пе­тух.

Пошли они к заячьему домику.

Петух обошел вокруг домика, осмотрел его со всех сторон и запел:

Ку-ка-ре-ку!
В доме запру!
Голову отсеку-у!

Сверчок из домика не выходит. Прыгнул петух на порог и опять поет:

Ку-ка-ре-ку!
В доме запру!
Голову отсеку-у!

Сверчок со своей лавки отвечает:

— Чр-чрик, чр-чрик!

Петух вскочил на лавку, клюнул — и нет сверчка. Заяц обрадовался, скачет-приплясывает. А петух по всем углам посмотрел, захлопал крыльями и запел:

Ку-ка-ре-ку!
В доме запру!
Голову отсеку-у!

Другой-то никакой песни у него не было. А заяц поду­мал: «Вот как разошелся петух! С моим обидчиком рас­правился, теперь и мне несдобровать».

Выскочил заяц из домика — и в лес.

С тех пор зайцы домов не строят, а живут просто под кустом.

Сказка — туда, я — сюда.

Сказка — подальше, а я — поближе.

Марийские народные сказки. Составитель Акцорин Виталий Александрович. Марийское книжное издательство. Йошкар-Ола, 1984 год.

Как лиса женила марийца на царской дочери

В маленькой избушке среди дремучего леса жил один бедный марийский парень по имени Иван. Не было у него ни лошади, ни коровы, а   бродпли по пустому   двору лишь петух и две   курицы. Да и тех кормить было нечем.

Однажды зимой в   морозный   день   забежала в избушку лиса.

— Добрый человек! Я три дня ничего не ела, — гово­рит она парню. — Спаси меня от голодной смерти, дай одну курицу, а уж я тебе за твое добро добром отплачу.

Пожалел парень лису, отдал ей курицу. Через неделю опять прибегает лиса:

— Добрый человек, я целую неделю ничего не ела, с голоду умираю, дай мне еще одну курицу!

Отдал парень лисе и вторую курицу. Съела лиса курицу и осталась в избушке. Живет день, другой, третий,проголодалась и снова просит:

— Отдай мне петуха, добрый человек!

Отдал парень лисе и петуха. Наелась лиса и говорит:

— Теперь, добрый человек, я тебя женю.

 — Какая, же девушка пойдет за меня, за бедняка? — вздохнул парень.

— Найдем тебе невесту, — отвечает лиса. — Высватаем царскую дочь.

— Что ты, лиса! Разве царь отдаст за меня свою дочь! Да и не станет жить царевна в моей избушке, — говорит парень.

— Коли я обещала, будет царевна твоей женой. Толь­ко слушайся меня во всем.

Пошла лиса к царю.

— Кланяется тебе, царь, Лесной владыка, — говорит лиса, — и просит отдать ему в жены твою дочь.

Удивился царь, а лиса принялась расписывать, как Лесной владыка красив да как богат.

— Согласен я отдать Лесному владыке в жены свою дочь, — говорит царь, — если пришлет он мне в подарок сто волков, сто зайцев и сто белок.

Идет лиса по лесу, поет веселую песню, а навстречу ей волк.

— Хорошо ты поешь, лиса! И чему только радуешься?

— Была я у царя в гостях, сладко поела-попила. И вас, волков, царь к себе приглашал. «Пусть, говорит, сто волков приходят ко мне, уж я их попотчую!»

Обрадовался волк. Собрал он девяносто девять волков, сам сотый, и побежали они к царю в гости. Встретили на дворе их царские сторожа, загнали в сарай и заперли на замок.

А лиса дальше по лесу идет, песню поет. Встречается ей заяц.

— Отчего ты так весела, лиса? — спрашивает заяц.

— Была я у царя в гостях, сладко попила-поела, вот теперь и веселюсь. И вас, зайцев, царь тоже приглашал «Пусть, говорит, ко мне сто зайцев в гости приходят».

Обрадовался заяц, собрал девяносто девять зайцев, сам сотый, и поскакали они к царю в гости. А там их уже поджидали: загнали царские сторожа зайцев в са­рай и заперли.

Идет лиса дальше. Встретила по дороге белку и ей сказала, что царь приготовил угощение на сто белок.

На следующий день лиса чуть свет заявилась к царю.

— Ну что, — спрашивает лиса, — доволен ли ты по­дарками Лесного владыки?

— Доволен, — отвечает царь.

Назначили свадьбу на следующий день.

— Да приведите на свадьбу тысячу гостей, — сказал царь. — Пусть все знают — выходит замуж царская дочь.

Вернулась лиса к парню. Рассказала ему, что согла­сился царь отдать свою дочь за него замуж и велел при­вести на свадьбу тысячу гостей.

Загоревал парень:

— Кого же в гости звать? Деревья лесные — сосны да елки, что ли, поведем?

— Не горюй! — отвечает лиса. — Будут на твоей свадь­бе гости не хуже, чем на других свадьбах.

Темной ночью пробралась лиса в деревню и угнала тройку лошадей. Подкатила лиса на лихой тройке к лес­ной избушке.

— Эй, Иван! — позвала лиса. — Садись в повозку, едем в город.

Поехал Иван с лисой   в город. По дороге лиса учит парня:

— Как приедем в город, я выскочу из повозки и пойду по главной улице. Все бросятся меня ловить, а ты не зе­вай, беги в лавку, бери самую лучшую одежду, распис­ную дугу, серебряную уздечку и грузи в повозку.

Приехали они в город. Соскочила лиса с повозки и пошла потихоньку посреди улицы.

— Лиса! Смотрите, лиса! — закричали люди и броси­лись ловить лису.

Опустели дома и дворы, опустели лавки: все за лисой погнались. А лиса хоть и тихо бежит, а в руки не дается. Увела она людей на соседнюю улицу, а Иван тем време­нем зашел в самую богатую лавку, набрал все, что ему было нужно, нагрузил полную повозку и скорее выехал за город.

А лиса уже поджидает его.

—  Теперь едем к царю, — говорит она.

Боязно парню к царю ехать, но раз уж дал слово во всем лису слушаться, не стал ей перечить.

Вот и царский дворец виден, осталось лишь мост   пе­реехать. Вот и мост проехали.

— Стой! — говорит лиса. Остановил Иван лошадей.

— Ломай мост, — приказывает лиса, — чтобы только одни сваи торчали.

Принялся парень разбирать мост. Разобрал он мост, тогда лиса развесила по сваям рубашки, сапоги, повеси­ла дугу с уздечкой, а потом повела парня к царю.

— Не такую свадьбу я ожидал! — рассердился царь.— Я же велел привести тысячу гостей!

— Мы не виноваты, — отвечает лиса. — Это ты вино­ват.

— Как так — я виноват?

— Течет перед твоим дворцом большая река?

— Течет.

— А есть мост через реку?

— Есть.

 — Так вот, ехали мы по мосту, а с нами гостей види­мо-невидимо. Мы-то с Лесным владыкой вперед проехали, мост твой столько народу не выдержал и рухнул.

— Врешь ты, остроносая! — еще больше рассердился царь. — Мост у меня крепкий, не мог он провалиться.

— Если не веришь, сам взгляни, — отвечает лиса.

— Эй, солдат! — крикнул царь. — Сходи, посмотри, что с мостом случилось. Наверное, врет лиса.

Сходил солдат куда приказали, воротился и доклады­вает:

— Правду сказала лиса — рухнул мост. Смотреть страшно: торчат над водой сваи, а на них рубашки, шля­пы, сапоги и дута расписная. Видно, много народу про­валилось.

— Ну ничего — отвечает царь. — Провалились так провалились. Новых гостей позовем.

Тут же в царском дворце сыграли свадьбу. Три дня пили-ели, веселились.

Настало время парню везти молодую к себе. Закручи­нился парень: как подумает о свой избушке, так от стра­ха даже слова вымолвить не может.

А лиса ему шепчет:

— Не робей, все хорошо будет.

Выехали царь и Иван с молодой женой да с лисой из дворца, за ними сто повозок с гостями.

Едут они по лесной дороге и доезжают до перекрестка. К Ивановой избушке надо было направо повернуть, а ли­са налево поворачивает, во владения злого Змея.

Проехали немного, лиса говорит:

— Я вперед побегу, предупрежу, что свадьба едет, — и выскочила из повозки.

«Ну, теперь я совсем пропал! — думает парень. — Лиса убежала, не вернется. Куда я свадьбу повезу?»    А лиса тем временем со всех   ног бежит   по   дороге. Увидела она большое стадо овец.

— Чьи это овцы? — спросила лиса у пастуха.

— Злого Змея, — ответил ей пастух.

— Бедный ты человек! — воскликнула лиса. — Едет сюда Лесной владыка с бесчисленным войском, хочет убить Змея. Вот узнает он, чей ты слуга — несдобровать тебе!

— Что же мне делать? — испугался пастух.

— А как спросят тебя, чье это стадо, отвечай, что это стадо Лесного владыки.

Бежит лиса дальше. Видит стадо коров и табун ло­шадей. И тут велела она пастухам и табунщикам ска­зать, что все эти коровы и лошади Лесного владыки.

Бежит лиса дальше, и вот перед ней большой краси­вый дом с садом. Только не видно в доме хозяина.

— Чей это дом? — спросила лиса.

— Мой, — отвечает грубый голос из дома.

— А ты кто?

— Я — Змей.

— Если ты Змей, то скорее прячься! Едет сюда Лесной владыка с бесчисленным войском и хочет тебя убить!

— Куда же мне спрятаться?

— Я покажу тебе хорошее место, где можно спрятаться, — говорит лиса.

— Покажи, лисонька!

— Вон, видишь, дуб, а в дубе дупло. Полезай в дупло и сиди там, пока Лесному владыке не надоест тебя ис­кать.

Зашипел Змей, вполз в дупло и свернулся там кольцом. А лиса вышла за ворота и стоит — поджидает свадьбу.

Между тем свадьба едет по дороге. Увидал царь ста­до овец и спрашивает пастуха:

— Эй, пастух, чье это стадо?

— Лесного владыки, — отвечает пастух.

«Богатый у меня зять! — думает царь. — Я — царь, и то у меня нет столько овец». Дал пастуху золотой и пое­хал дальше.

Увидел царь стадо коров и табун лошадей.

— Чьи это коровы? Чьи это лошади? — спрашивает.

— Лесного владыки, — отвечают ему пастухи. Еще больше удивился царь богатству своего зятя. Вот подъехали они к дому Змея, а лиса уже и воро­та открыла. Смотрит царь на дом, на сад.

«Вот так дом! Вот так сад!—думает он. — Даже у меня, у царя, такого нет».

Лиса приглашает всех в дом:

— Заходи, дорогой сват! Заходите, дорогие гости!

Три дня пили-ели, веселились гости.

Стал царь похваляться, что все-то он может сделать.

— Царь, а ты можешь разбить вот этот дуб в щеп­ки? — спросила лиса и показала на дуб, в котором пря­тался Змей.

— Эй, подкатите сюда самую большую пушку! — крикнул царь.

Подкатили самую большую пушку, зарядили.

— Стреляй по дубу! — приказал царь.

Выстрелила пушка, и разлетелся дуб на мелкие щепки.

Тут злому Змею и конец пришел.

Царь и гости разъехались по домам, а Иван с женой-царевной остались жить да поживать в доме Змея, и ли­са при них жила не горевала, каждый день лапшу с ку­рятиной хлебала.

Марийские народные сказки. Составитель Акцорин Виталий Александрович. Марийское книжное издательство. Йошкар-Ола, 1984 год.

Сорок одна небылица

Три брата рубили в лесу дрова. Пришло время обедать. Стали братья обед варить: набрали воды в котелок, сложили костер, а разжечь костер нечем. Как на грех, ни один не взял с собой из дому ни кремня, ни спичек. Посмотрели вокруг и видят: горит за де­ревьями костер и сидит возле огня старик.

Старший брат пошел к старику и попросил:

— Дедушка, дай огоньку!

— Расскажи сорок одну небылицу — дам, — ответил старик.

Постоял-постоял старший брат, ни одной небылицы не придумал. Так и вернулся ни с чем. Пошел к старику средний брат.

— Дай огоньку, дедушка!

— Дам, если расскажешь сорок одну небылицу, — от­ветил старик.

Средний брат почесал в затылке —ни одной небылицы не придумал и тоже вернулся к братьям без огня. Пошел к старику младший брат.

— Дедушка, — говорит младший брат старику, — соб­рались мы с братьями обед варить, да огня нет. Дай нам огня.

— Если расскажешь сорок одну небылицу, — говорит старик,— дам тебе огня и еще вдобавок котел и жирную утку, что варится в котле.

— Ладно, — согласился младший брат, — расскажу я тебе сорок одну небылицу. Только, чур, не сердись.

— Да кто же на небылицы сердится!

— Ну ладно, слушай. Родилось нас у отца-матери трое братьев. Умирали мы один за другим, и осталось нас всего семь человек. На семерых братьев: один был глухой, другой — слепой, третий — хромой, четвертый — безрукий, а пятый — голый, ни клочка одежды на нем не было.

Однажды собрались мы и пошли ловить зайцев. Опута­ли одну рощу нитками, а глухой брат уже услышал.

«Вон-вон, там шуршит!» — закричал глухой.

А тут слепой зайца увидел: «Ловите! Он в овраг по­бежал!»

Побежал хромой вдогонку за зайцем — вот-вот пой­мает... Только безрукий уже схватил зайца.

Положил голый зайца в подол и принес домой.

Зарезали мы зайца и натопили из него пуд сала.

Была у нас на всех одна пара отцовских сапог. И стал я тем салом отцовские сапоги смазывать. Мазал-мазал — хватило сала только на один сапог. Рассердился несма­занный сапог и убежал от меня. Сапог бежит, я — за ним. Прыгнул сапог в какую-то дыру под землю. Свил я ве­ревку из мякины и за сапогом спустился. Тут и догнал его!

Стал я назад вылезать, да веревка оборвалась, и свалился я опять под землю. Сижу я, сижу в дыре, а тут весна наступила. Свил себе журавль гнездо, вывел журав­лят. Повадилась за журавлятами лиса лазить: сегодня одного утащит, завтра — другого, послезавтра за третьим приходит. Подкрался я однажды к лисе — и хвать ее за хвост!

Побежала лиса и меня за собой потащила. У выхода я застрял, а лиса рванулась — и хвост оторвался.

Принес я домой лисий хвост, распорол его, а внутри лежит бумажка. Развернул я бумажку, а там написано: «Старик, который варит сейчас жирную утку и слушает небылицы, должен твоему отцу десять пудов ржи».

— Вранье! — рассердился старик. — Небылица!

— А ты и спрашивал небылицы, — ответил   младший брат.

Нечего делать старику, пришлось отдать и котел, и утку.

Марийские народные сказки. Составитель Акцорин Виталий Александрович. Марийское книжное издательство. Йошкар-Ола, 1984 год.

Как я пчел караулил

Когда-то у моего отца была пасека. Всем своим пчелам отец давал имена: одну звал Анной, другую Майрой, третью Тайрой или еще как-нибудь.

Однажды послал меня отец караулить пчел. А пасека, надо сказать, была за речкой. Подошел я к речке и вижу: на том берегу огромный медведь поймает пчелу Тайру и раздирает ее на части. Что делать?

Я туда, я сюда... Бегал-бегал, искал-искал лодку — не нашел.

Схватил я себя за волосы и перебросил на другой берег.

А медведь совсем уж Тайру разодрал, только валяют­ся на земле ее кости.

Собрал я пчелиные кости и стал складывать из них поленницу. Складывал-складывал — выросла моя полен­ница до самого неба. Стукнулся я головой об облако. Да так сильно стукнулся, что упал вниз, на землю.

Упал я вниз, угодил в болото и увяз в нем по пояс. Барахтался-барахтался — никак не могу выбраться. Что делать?

Сбегал домой за лопатой, еле-еле откопал себя. А если бы не откопал, наверно, так и погиб бы там.

А медведь съел пчелу, объелся — пошевелиться не мо­жет. Развалился он на лужайке и греет свое толстое брю­хо на солнышке.

— А-а-а! — закричал я. — Попался!

Медведь вскочил — и бежать!

Медведь бежит, я за ним, медведь бегом — я скоком, медведь скоком — я бегом, вот-вот догоню его.

Да тут оказался на пути дуб, а в том дубу — дупло, медведь — туда.

Подошел я к дубу, смотрю: дупло-то маленькое, мой палец —и тот не лезет. Что делать?

Тогда разбежался я и прыгнул в дупло с разбега — прямо к медведю. Схватил его за бороду и говорю:

— Вот теперь попался!

Хотел домой его вести, да дыра в дупле мала: и са­мому не выйти, и медведя не вывести. Что делать? Подумал я, подумал, сбегал домой, принес пилу с то­пором, свалил дуб и вышел из дупла.

Вышел сам и медведя вытащил.

Стал медведь со мной бороться. Я тогда еще малень­кий был, силенки мало. Изломал меня медведь всего и съел.
Вот сижу я в животе у медведя и задыхаюсь. Что де­лать?

Сбегал домой, принес острый нож и распорол медвежье брюхо. Еле-еле отыскал себя в медвежьем брюхе. Если бы не нашел, наверное, так бы там и помер.

Бросил я медведя и пошел на пасеку пчел сторожить. Пришел и вижу: летает Тайра вместе с другими пчелами как ни в чем не бывало.

Марийские народные сказки. Составитель Акцорин Виталий Александрович. Марийское книжное издательство. Йошкар-Ола, 1984 год.

Как девушка мужа себе выбирала

Одной девушке очень замуж хотелось.   И года подошли, а никто свататься не едет. Так недол­го старой девой остаться. Вот и решила она са­ма мужа искать. Собралась и пошла. Идет она, идет, а навстречу Ворон.

— Куда путь держишь, красавица?

— Жениха ищу.

— Не пойдешь ли за меня? Я еще покуда холост.

— А что ты ешь-пьешь? — спрашивает девушка.

— Да в еде я неприхотлив. И в навозе пищу найду.

— Нет, такой жених мне не нужен. Идет она дальше, а навстречу — Мышь.

— Куда путь держишь, красавица?

— Жениха ищу.

— Не пойдешь ли за меня? Я еще покуда холост.

— А что ты ешь-пьешь?

— Ем я хлеб пшеничный да маслице, блины медом да молоком запиваю.

— Вот ты мне подходишь, — говорит ему девушка. — За тебя пойду замуж.

Сыграли они свадьбу большую и шумную, ведь род мышиный богат и многочисленен. Гуляли три дня и три ночи. На четвертый в баньке помылись и стали жить, как все люди живут: жена у печки хлопочет, а муж пищу да наряды для жены добывает.

Однажды стала она блины печь, но масло вдруг кон­чилось. Вот и посылает она муженька за маслом. Тот шмыг в амбар и приносит маленький кусочек во рту — все, что осталось. Жена и говорит:

— Что ж ты, милый, так мало принес? Принеси по­больше.

Что делать? Решил муж в соседский амбар наведаться по старой привычке. Залез через норку, схватил большой кусок масла и обратно полез. Да застала его за этим де­лом хозяйка, схватила скалку и прихлопнула.

Ждет-пождет девушка муженька, а его все нет. Пош­ла разыскивать.

— Вы не видели моего мужа? — спрашивает   соседку.

— А каков он из себя?

— У него маленькая головка, маленькие ушки, ма­ленькие глазки и хвостик маленький.

— А не его ли я пристукнула скалкой, когда он в амбар масло воровать залез? Посмотри, вот он лежит.

— Ой, что же вы наделали, беду на мою головушку накликали, моего маленького муженька убили, — запри­читала жена. — Да много ли масла он бы унес?

Взяла она мужа, завернула в три блина, понесла в лес и оставила там на большом еловом пне. А неподале­ку от того места мужик поле пахал. Устал он, проголо­дался и решил в лес зайти, ягоды лесной отведать. Ви­дит, на пне блины лежат. «Вот и еда, — думает. — Видно сам бог мне послал». Съел блины, водичкой ключевой за­пил.

Принялся мужик снова пахать.

— Но! — кричит на ло­шадь. А из живота тоненький голосок это же повторя­ет:

— Но!

И такой на мужика страх напал: на что ни посмот­рит— всего боится. Прибежал домой и говорит жене:

— Жена, кто-то в животе моем сидит, что ни ска­жу — все повторяет. Что ж теперь будет? Страшно мне.

А из живота опять голос доносится:

— Жена, кто-то в желудке моем сидит, что ни ска­жу — все повторяет. Что ж теперь будет? Страшно мне.

Тут и жена перепугалась. Побежали они к знахарке, говорят ей:

— Бабушка, помоги, мы к тебе по делу пришли.

А из живота опять:

— Бабушка, помоги, мы к тебе по делу пришли.

Поняла старуха в чем дело, спрашивает:

— Что ты съел?

— Блины. Они в лесу на пне лежали.

— А с какой начинкой те блины были?

— Мышонок в них завернут был.

— Ясна мне твоя болезнь. Вместе с блинами ты мы­шиного духа наглотался. Дам тебе снадобье: отвар чере­мухи да настой коры дуба. Три дня ничего не ешь, толь­ко пей его. А жена пусть испечет блинов — дунь на них и отнеси в лес на то же место. И уйдет болезнь так же, как и пришла.

Так и сделал мужик: отнес блины в лес и три дня пил бабкино снадобье, после чего пропал его страх и пропал голос, доносившийся из желудка. А бабке за добрый со­вет он богатый поминок послал.

Марийские народные сказки. Составитель Акцорин Виталий Александрович. Марийское книжное издательство. Йошкар-Ола, 1984 год.