Хоже приглашает гостей на пир

Вышли старики из мечети после полуденной молитвы. Один из стариков говорит:

- Добрые люди, давайте испытаем терпение Хоже. Попросим его, чтобы он всю ночь, до утренней молитвы, простоял нагишом возле мечети.

Услышал Хоже эти слова и спрашивает:

- А что дадите мне за это?

- Дадим тебе всё, что ты ни пожелаешь.

Согласился Хоже простоять всю ночь возле мечети. Наутро приходят старики, видят - стоит Хоже нагишом.

Удивились старики, стали спрашивать:

- Неужели ты не озяб, Хоже?

А Хоже только рассмеялся в ответ:

- Э-эй, чудаки! Я ведь грелся. Над горой Эльбрус сверкала звезда, а я поворачивался к ней то одним, то другим боком, вот и не озяб.

- Раз ты согревался, значит, ты обманул нас, и мы тебе не должны ничего давать, - сказали старики.

Ну что мог поделать Хоже? Ушёл он домой и решил проучить их.

В одну из пятниц, когда старики совершили в мечети полуденную молитву, пришёл Хоже и сказал:

- Добрые люди! Прошу вас ко мне в гости. Я зарезал бычка и хочу угостить вас.

По обычаю кабардинцев, нельзя отказываться от приглашения. Старики пообещали прийти.

Хоже поспешил домой и стал готовиться к встрече. Удивляются старики:

- Что это случилось с Хоже? Не в его обычае звать гостей.

Известно, что Хоже бедняк из бедняков. Двор у него был без изгороди, а вместо ворот - два столба.

Пришли старики и направились во двор, не обратив внимания на столбы.

Рассердился Хоже:

- Что вы, как овцы, через забор лезете? Заходите в ворота, как подобает людям.

Старики чинно прошли между столбов и расселись.

Хлопочет Хоже, бегает туда-сюда, отдаёт жене приказания.

Старики ждут, обсуждают аульские новости. Час сидят они, два сидят, три сидят. Солнце вовсю жарит. Старикам в тулупах уже и сидеть невмочь, а торопить хозяина, по обычаю, не положено.

- Если бы бычка стали резать после того, как мы пришли, и то можно было бы давно приготовить угощение, - говорят старики.

Нет сил больше терпеть, и, вопреки обычаю, послали они к хозяину двух стариков узнать, отчего так долго держат гостей.

Что же увидели посланцы? Высоко-высоко на крюке висит огромный котёл, полный воды, а под ним горит малюсенькая свечечка. Ветер колышет пламя туда-сюда. Хоже сидит рядом, руки сложил и ждёт, когда же закипит вода в котле.

- Хоже! Что ты делаешь? - удивились старики. - Разве можно на такой маленькой свечке вскипятить огромнейший котёл?

- Можно, - отвечает Хоже.

- Кто же поверит этому? - рассердились они.

- А когда я сказал, что маленькая звёздочка над Эльбрусом обогревала меня, вы поверили? Почему же вы не верите, что пламя свечки может закипятить воду в котле?

Кабардинские народные сказки. Пересказ и обработка Алиева А., Кардангушев З. — Москва: Детская литература, 1980 — с.127

Как Хоже умирал

В один день запряг Хоже своего ишака и поехал в лес за дровами. Выбрал он высокое дерево, привязал к нему ишака, а сам взобрался на дерево и стал рубить ту ветку, на которой сидел.

Шёл мимо путник.

- Что ты делаешь, Хоже?

- Разве не видишь - рублю. Дрова нужны, - отвечает Хоже.

- Да разве можно рубить сук, на котором сидишь? Ведь ты упадёшь вместе с веткой.

- Иди своей дорогой, а я сам знаю, что делаю, - ответил Хоже.

Удивился прохожий и пошёл дальше. Не успел он далеко отойти, слышит - подрубил Хоже сук и упал на землю.

Сильно ушибся Хоже, но тут же вскочил и говорит:

- Раз этот человек мог предсказать, что я упаду, может быть, он предскажет мне и то, когда я умру.

Догнал Хоже прохожего.

- Добрый человек, раз ты мог наперёд сказать, что я упаду, - может быть, ты скажешь мне, когда я умру? Будь добр, скажи мне, - просит Хоже.

- Как твой ишак крикнет трижды, тут и придёт твоя смерть, - ответил прохожий.

Вернулся Хоже, нагрузил ишака дровами и поехал домой. Дорога была не близкая. Тяжело маленькому ишаку тащить нагруженный воз, да ещё и Хоже сверху уселся.

Стал ишак подниматься в гору и закричал от натуги.

- Вот и приближается моя смерть, - говорит Хоже. Дотащил ишак повозку до середины горы - ещё раз крикнул.

- Совсем близко моя смерть! - снова говорит Хоже. Добрался ишак до вершины горы да от радости снова как закричит! Хоже и говорит:

- Вот я уже умер!

Выкопал он себе яму у дороги и лёг в неё.

Наступила ночь. Выбежали из лесу голодные волки и зарезали ишака.

На рассвете Хоже выглянул из ямы, увидел, что остался он без ишака.

- Ну что ж, у кого нет головы, тот останется без ишака, - сказал Хоже.

Улёгся он опять в яму. Вдруг слышит - шум. Глядит - спускается с горы караван верблюдов. Навьючены те верблюды глиняными горшками.

Хоже как выскочит из ямы да как крикнет. Верблюды испугались, вдребезги разбили все горшки. Уцелели только те, что были навьючены на последнем верблюде.

Погонщики верблюдов бросились к Хоже и стали избивать его. А Хоже орёт:

- Не троньте меня, ведь я мёртвый!

Но погонщики не слушали Хоже. Они били его, пока не устали, а потом легли отдохнуть.

Только уснули погонщики, Хоже сел на верблюда, на котором уцелели горшки, и стал спускаться вниз.

А гора та была крутая, высокая.

- Помоги, аллах, благополучно спуститься, - взмолился Хоже. - Я поделюсь с тобою прибылью, когда продам эти горшки.

Осторожно идёт верблюд вниз, скоро кончится спуск. Тут Хоже и говорит:

- Ой, аллах, и дурак же ты! А ведь обманул я тебя - ничего тебе не дам.

Только проговорил он эти слова, как верблюд вдруг споткнулся, и горшки разбились вдребезги. Обидно стало Хоже:

- Хоть ты и аллах, а всё ж таки глупый - не понял, что я пошутил с тобою!

Собрал Хоже черепки, думает: "Всё-таки я не умер окончательно. А после первой смерти мне ещё много лет жить. Возьму-ка я эти черепки и сделаю с ними хорошее дело".

Перетащил он все черепки к себе в дом, истолок их в порошок, нагрузил мешки и поехал в соседнее селение.

- Эй, эй! Кому нужна хорошая отрава, убивает блох! Э-эй, люди добрые, покупайте, пока я не уехал! - кричит Хоже.

Сбежался народ, раскупают у Хоже порошок и платят, как назначил Хоже: за чашку порошка - чашку муки. Нагрузил Хоже своего верблюда мешками муки и уехал.

Хватились люди, что никто не спросил у Хоже, как употреблять порошок. Один из них помчался вдогонку за Хоже. Догнал его и спрашивает:

- Скажи нам, добрый человек, как же употреблять этот порошок?

- Очень просто, - отвечает Хоже, - изловишь блоху, возьмёшь в руки и насыплешь ей порошок в глаза. Она когда-нибудь и подохнет.

Посланец говорит:

- Да если я поймаю блоху, так я её и ногтем раздавлю.

Хоже в ответ:

- Волаги, это ещё лучше! Это самое что ни на есть верное средство!

Кабардинские народные сказки. Пересказ и обработка Алиева А., Кардангушев З. — Москва: Детская литература, 1980 — с.127

Хоже и князь

Рассказывают в Кабарде о проделках Хоже. Он мог перехитрить любого, но никому не удавалось обмануть его. Однажды какой-то князь решил испытать, сумеет ли Хоже обмануть и его.

Велел князь оседлать лучшего из своих коней, надел белоснежную черкеску, взял лучшее оружие и отправился в путь.

А Хоже в это время нанялся в чабаны. Подъехал князь к Хоже, остановился:

- Да умножится твоё стадо!

- Да будешь ты, князь, всегда здоров! Сделай милость, сойди с коня, будь моим гостем - угощу тебя как положено.

Спешился князь. Принял Хоже его коня, пустил его пастись на сочной траве, стал угощать князя.

Разговорились они.

- Чего только не рассказывают о тебе, Хоже! А мне не верится, что ты можешь обмануть любого. Если правду говорят - обмани меня! - сказал князь.

Посмотрел Хоже на князя, подумал, да и говорит:

- Желание гостя - закон. Да не могу я сейчас выполнить твоего желания: оставил я дома брусок, с помощью которого я обманываю всех.

- Ах, какая жалость! - огорчился князь. - Что же теперь делать?

- Надо пойти домой и принести тот брусок.

- Так иди поскорее!

- Я пошёл бы, да ведь это далеко, к вечеру не вернусь, - раздумывал Хоже.

- Возьми моего коня!

- И правда! - согласился Хоже. - На коне я мигом слетаю домой. Но по обычаю не положено, чтобы князь оставался пастухом при стаде. Увидит тебя кто-нибудь - опозорит на всю Кабарду. Давай поменяемся и одеждой.

Поменялись. Хоже отдал князю свои лохмотья, а сам нарядился в княжеские одежды.

Сел Хоже на коня и поехал. Никто не узнал бы в красавце джигите оборванца Хоже!

А князь пасёт стадо. Уж полдень миновал, стало солнце садиться, вечер наступил, а Хоже всё не возвращается.

Когда совсем стемнело, понял князь, что обманул его Хоже.

Что делать? Пригнал он стадо в аул, потихоньку пробрался к себе домой. Никому не рассказал князь о проделке Хоже - решил сам разыскать его и как следует проучить.

Рано утром отправился он в аул, где жил Хоже. Увидел Хоже, что приближается к его дому князь, и говорит жене:

- Совсем забыл, что мне надо на мельницу! Если кто спросит меня, скажи, что я там.

Выскочил он из дому и побежал огородами прямо к мельнице.

Подъехал князь, спрашивает жену Хоже:

- Хозяин дома?

- На мельницу пошёл, - отвечает жена.

А Хоже, запыхавшись, прибежал на мельницу.

- Ой, добрый человек, не знаешь ты, какая лютая беда ждёт тебя! - крикнул он мельнику. - Злой князь ищет тебя! Я хочу помочь тебе. Давай поменяемся одеждами, и беги отсюда, пока не поздно.

Испугался мельник, быстро снял свою одежду, надел лохмотья Хоже и побежал куда глаза глядят.

Хоже переоделся, обсыпался мукою - не узнать его - и спокойно расхаживает по мельнице. Подъезжает князь:

- Не был ли здесь Хоже?

- Только что был, - отвечает "мельник".

- А где теперь?

- Вон туда побежал.

Поскакал князь во весь опор, догнал мельника и здорово отстегал его.

Кабардинские народные сказки. Пересказ и обработка Алиева А., Кардангушев З. — Москва: Детская литература, 1980 — с.127

Мудрый еж

Однажды сын Хачага, Батараз, запряг жерёбую кобылу и поехал в гости. Встретили его с почестями, привязали кобылу к арбе и дали ей немного сена.

Утром хозяин вошёл во двор и видит: ожеребилась кобыла - стоит рядом с нею на тонких ножках хорошенький маленький жеребёнок. Захотелось хозяину взять того жеребёнка себе.

- Это ожеребилась наша арба, - сказал он и отвёл жеребёнка в свою конюшню.

Вышел во двор Батараз. Понял он, что ожеребилась его кобыла, но не нашёл жеребёнка.

Пошёл Батараз в конюшню и увидел своего жеребёнка. Хотел он взять его себе, а хозяин не отдаёт.

- Это ожеребилась наша арба, - говорит он. Жалко было Батаразу лишиться хорошего жеребёнка, и позвал он на совет всех зверей.

Скоро собрались звери - не было только Ежа. Наконец пришёл Еж.

Рассердились звери на Ежа за то, что он заставил их так долго ждать.

А Еж говорит им:

- Не сердитесь. Если бы вы знали, какое дело задержало меня, то не стали бы сердиться. Иду я к вам, - начал рассказывать Еж, - и вижу: горит весь Кавказский хребет. Стал я таскать сено и тушить пожар.

- И не стыдно тебе, Еж, такую чепуху молоть! Разве можно сеном тушить пожар? - закричали звери.

- Если нельзя сеном потушить пожар, то как же арба могла ожеребиться! - ответил им Еж.

Громко рассмеялись все звери.

Что было делать хозяевам. Пришлось им отдать жеребёнка Батаразу.

Кабардинские народные сказки. Пересказ и обработка Алиева А., Кардангушев З. — Москва: Детская литература, 1980 — с.127

Жир-Аслан

Давным-давно, когда в дождь пыль столбом поднималась, а в сушь люди не могли из грязи выбраться, когда солнце светило ночью, а днём мерцали звёзды, жил да был на свете мальчик. Звали его Жир-Аслан. Мать у него умерла, и отец привёл в дом мачеху. Невзлюбила мачеха Жир-Аслана, заставляла его работать, караулить двор и дом. Не мог Жир-Аслан ни поиграть вдоволь, ни поспать всласть. Рассыплет мачеха по всему двору пшено сушиться, а Жир-Аслан должен сторожить, чтобы не склевали куры или птицы.

Скучно было мальчику сторожить целыми днями. Однажды он сидел, сидел да уснул. А куры налетели на пшено и склевали всё, до единого зёрнышка. Вышла мачеха во двор, увидела, что нет пшена, разозлилась, раскричалась, толкнула мальчика ногой.

Вздохнул Жир-Аслан и говорит:

- Эх, нана, зачем ты разбудила меня, я видел такой чудесный сон!

- Расскажи-ка, что за сон ты видел.

Но Жир-Аслан не хотел рассказать свой сон. Пуще прежнего разозлилась мачеха и прогнала его со двора. Что делать? Пошёл Жир-Аслан куда глаза глядят.

Нанялся он в работники к старому князю. Прилежно трудился Жир-Аслан. Заметил князь трудолюбивого работника и однажды позвал его к себе. Стал князь расспрашивать Жир-Аслана, чей он родом, почему ушёл из дому.

Рассказал Жир-Аслан, как плохо жилось ему у мачехи, как однажды он увидел чудесный сон, а в это время куры склевали всё пшено, как злая мачеха прогнала его из дому.

Захотелось князю узнать, что за сон он видел, но Жир-Аслан не рассказал и ему. Разгневался князь, прогнал юношу.

Пошёл Жир-Аслан искать удачи. Шёл он три дня и три ночи, сильно проголодался и вдруг увидел бахчу. Сорвал Жир-Аслан самый большой арбуз, наелся и тут же уснул.

Надо сказать, что Жир-Аслан был очень красивый. Половина волос на его голове была словно красное золото, другая половина - словно жёлтое золото. Когда он уснул, упала с его головы шапка, волосы рассыпались и сияли, как солнце.

Пришла на бахчу княжеская дочь Фатима. Увидела она прекрасного юношу и с первого взгляда полюбила его. Присела она рядом с Жир-Асланом, расчесала его золотые кудри и неслышно надела шапку. Потом сорвала самый спелый арбуз и понесла домой.

Увидели сторожа спящего Жир-Аслана, растолкали его и потащили к князю.

Стал князь расспрашивать Жир-Аслана, кто он и откуда. Всё без утайки рассказал Жир-Аслан. Захотелось и князю узнать, какой сон приснился Жир-Аслану. И опять отказался Жир-Аслан рассказать сон. Разгневался князь, велел бросить его в болото.

Проворные слуги связали Жир-Аслана, бросили его в болото.

А Фатима не могла забыть прекрасного юношу, которого видела на бахче. Взяла она ведро и пошла будто бы за водой. Шла она, шла и отыскала на болоте Жир-Аслана.

Развязала она его, помогла выбраться из болота.

Каждый день приходила Фатима на болото и приносила Жир-Аслану еду.

Однажды пришла Фатима печальная. Спросил её Жир-Аслан:

- Какая беда у тебя случилась?

- Напал на наш аул воинственный хан. Прислал он моему отцу два одинаковых ножа, чтобы мы угадали, какой нож крестьянский, а какой княжеский, - отвечала Фатима. - Если в трёхдневный срок не пришлём ответ, он уничтожит наш аул.

Жир-Аслан и говорит:

- Это совсем не трудно узнать. Пойди домой, разведи огонь и поднеси ножи к огню. Крестьянский нож какой был, таким и останется - он закалён в работе, а княжеский сразу погнётся.

Побежала Фатима домой, развела огонь и поднесла к нему ножи. Один нож сразу погнулся, а второй каким был, таким и остался. Фатима отнесла ножи к отцу и говорит:

- Вот этот нож крестьянский, а этот - княжеский.

Прошло несколько дней, и снова прислал вражеский хан своих слуг. На этот раз они принесли двух одинаковых петухов.

- Угадайте, какой из петухов старый, а какой - молодой, - сказали посланцы хана. - Если через два дня не дадите ответ, наш хан разорит вас.

Загоревал князь, а Фатима пошла на болото к Жир-Аслану за советом.

- Стоит ли горевать, ведь это так просто определить, какой петух молод, а какой стар, - сказал ей Жир-Аслан. - Насыпь пшена и пусти петухов. Молодой станет быстро клевать, не поднимая головы, а старый будет суетиться, созывать кур. Так и узнаешь, где старый петух, а где молодой.

Всё сделала Фатима, как посоветовал Жир-Аслан, и разгадала вторую загадку хана.

Прошла ещё неделя. Встал однажды утром князь и видит: лежит возле его дома огромный абра-камень, поднять который под силу не всякому богатырю. Откуда взялся абра-камень, никто не знал. А вражеский хан прислал гонца.

- Если сможете сдвинуть с места абра-камень, хан помилует вас, если нет - уничтожит, - сказал гонец.

Снова пошла Фатима к Жир-Аслану и поведала о своём горе. Жир-Аслан сказал, что он смог бы не только сдвинуть тот камень с места, но и далеко забросить его, да вот боится показаться на глаза её отцу.

Вернулась Фатима домой и говорит князю-отцу:

- Узнала я, что спасти нас может тот юноша, которого когда-то ты велел бросить в болото, да разве найдёшь его теперь? Наверное, и кости его давно уже травой поросли.

Послал князь своих слуг на болото разыскать Жир-Аслана.

Долго искали слуги, наконец нашли Жир-Аслана и привели его к князю. Говорит князь Жир-Аслану:

- Если ты сдвинешь этот абра-камень с места, я отдам тебе в жёны свою дочь.

- Это совсем не трудно, - ответил Жир-Аслан. - Я могу не только сдвинуть, но и забросить его в ханский двор.

Ударил Жир-Аслан ногой абра-камень, полетел камень и упал прямо на ханский дом.

Обрадовался князь победе над врагом. Пышную свадьбу-пир на весь аул устроил. Стала Фатима женой Жир-Аслана.

Прошло много лет. Родились у Фатимы девочка и мальчик, прекрасные, как солнце и луна. Однажды Жир-Аслан играл с детьми и вдруг громко рассмеялся.

- Что ты смеёшься? - удивилась Фатима.

- Вспомнил я чудесный сон, который видел когда-то давным-давно, - ответил он.

- Пусть будет к добру твой сон, - сказала Фатима. - Что же тебе приснилось?

- До сих пор ни один человек не пожелал, чтобы мой сон был к добру, и потому я никому не рассказал его. Да и сон был какой-то непонятный: будто спустилась с неба луна, вошла в мой правый рукав и вышла из левого. Потом с неба сошло солнце, оно вошло в левый рукав и вышло из правого. Что бы это значило?

- Луна - это мальчик, а солнце - девочка. Теперь твой сон исполнился. У тебя есть и мальчик, и девочка, - сказала Фатима.

Долго и счастливо жил Жир-Аслан. Сын его вырос храбрым джигитом, а дочь стала первой красавицей.

Кабардинские народные сказки. Пересказ и обработка Алиева А., Кардангушев З. — Москва: Детская литература, 1980 — с.127