Майл

(Le mail)

Эта галльская игра когда-то была в моде во Франции, да и теперь в некоторых южных городах она не потеряла своей прежней славы, в особенности в Монпелье, где она всё ещё является одним из самых любимых развлечений молодёжи.

Орудиями игры служат, как и в игре «Крокет» шары и молотки.

Шары, которым здесь приходится выдерживать очень сильные удары, делаются из прочного материала, как например, из корня самшита*.

Молоток в этой игре называется "майл", и состоит из цилиндрической колодки, выточенной из твёрдого и тяжёлого дерева, и гибкой, но крепкой ручки, длинною в метр. Чтобы колодка не расщеплялась и не кололась, на её края насаживают металлические обручи.

Игра состоит в гонке шара посредством "майла" от одного условленного места до другого, и чем больше расстояние между конечными пунктами, тем лучше, тем интереснее будет игра. Поэтому для игры обычно выбирают большие хорошо укатанные дороги, аллеи. Расстояние от начального пункта, до конечной цели игры бывает иногда до 1 километра и более.

Играют вдвоём, втроём, и несколько человек. При этом, каждый играет за свой счёт, т.е. один против всех, и только в редких случаях играющие соединяются в команды.


* Самши́т (лат. Búxus) — род растений семейства Самшитовые. Это медленнорастущие вечнозелёные кустарники и деревца, вырастающие до высоты 2—12 м. Самшит колхидский занесён в Красную книгу Российской Федерации!

Игра вдвоём

Предположим только двоих игроков. Первый игрок, положив на землю шар, бьёт его своим молотком, с такой силой, чтобы он прокатился вдоль дороги, как можно большее расстояние. С того же самого места посылает свой шар и второй игрок, стараясь, чтобы его шар прокатился ещё дальше, чем шар соперника. Если ему это не удаётся, то игроку присчитывается одно очко в проигрыш, и разрешают бить второй раз с того места, где остановится его шар. Если второму игроку посчастливится обогнать шар противника, то очко проигрывает первый игрок.

При дальнейшем ходе игры каждый раз проигрывает тот, кто после своего очередного удара оказывается сзади, иначе говоря, проигрывает отставший игрок, который, чтобы сравняться с соперником, пользуется двумя ударами подряд. За второй лишний удар ему и присчитывают одно очко.

Так как катящийся шар на своём пути встретит повороты дороги и разные другие препятствия, которые нужно обходить, то от игрока, кроме силы удара требуется ещё ловкость и сообразительность.

Договариваются считать за ошибку, или проигрыш так же следующие случаи: 1) когда шар сойдёт с дороги в сторону, 2) когда шар ударится о тумбу или кучу камней, которых решено избегать, и 3) когда ударится о шар другого игрока.

Примечание: Уклонившийся в сторону шар, выносят на дорогу и кладут против того места, где он сошёл с дороги.

Когда играющий подойдёт к цели, т.е. к конечному пункту гонки, которым служит какой-нибудь столб, камень или другой условленный предмет, он должен попасть в него своим шаром. Попавший в цель заканчивает игру. Не окончивший игу, продолжает её до тех пор, пока не попадёт шаром в цель. При этом за каждый лишний удар платится одним очком.

Проигравшим считается тот, за кем окажется больше очков, или ошибок.

Игра нескольких

При участии нескольких игроков соблюдаются те же правила, что и в "Игре вдвоём". Правила эти можно сформулировать так:

1. Начинают игру все с одного места и гонят свои шары до условленной цели.

2. Каждый бьёт по одному разу по очереди, установленной жребием. Отставший игрок, может ударить два или три раза подряд.

3. За каждый лишний удар по шару, играющий платит одним очком.

4. В случае неудачного удара, от которого шар сойдёт с дороги, или ударится о запретное препятствие, или заденет шар другого игрока, виновный проигрывает очко.

6. Игра продолжается до тех пор, пока все до последнего игрока попадут своими шарами в намеченную цель.

7. Выигравшим признаётся тот, за кем числится наименьшее число ошибочных ходов или очков.