Девушка и месяц

Одна башкирская девушка, чрезвычайно красивая собой, отправи­лась в лунный вечер за водой. Вечер был так тих и прелестен, месяц светил так ясно, что девушка невольно залюбовалась его блестящим видом. «Какой славный этот месяц, — подумалось ей, — и верно добрый, так весело смотрит с неба, как будто улыбается!» В таких думах девушка подошла к источнику и, зачерпнув в ведра воды, заметила на берегу вымытую водой из песка огромную кость, должно полагать, богатыря — потому кому же как не богатырю должна была принадлежать эта кость? «Какой большой богатырь был, — произнесла она и, взглянув на месяц, как бы невольно продолжала, — если бы у меня был такой красивый муж, как месяц, я бы непременно родила ему такого же большого бо­гатыря». И месяц взял девушку к себе в жены. — так и стоит она в небе с коромыслом и ведрами.

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

Зухра-йондоз (Вега)

Когда всевышний опустил с неба на землю наших прародителей Адама и Еву, ангелам тоже захотелось последовать за ними.

Решили они перехитрить бога. «Создал ты на земле людей, они там грешат. Спусти и нас на землю, мы будем вершить над ними суд», — сказали они.

Наделив двух ангелов человеческими страстями и взяв с них слово не совершать грехов, бог спустил их на землю. Одного из них он сделал муфтием*, другого — казыем**. Стали муфтий и казый судьями-праведниками.

Как-то раз пришел на суд к казыю мужчина с женою Зухрой. Зухра была такой красавицей, что у казыя тотчас мелькнула грешная мысль: засудить только ее мужа, заточив его в подземелье. Решение казыя одобрил и муфтий. Мужчину заключили в зиндан.

Тогда начались распри между «праведниками» из-за красавицы: кому-де она должна достаться.

Женщина была неглупа, решила по-своему повернуть дело. «Первое мое условие таково, — сказала она. — Найдите и принесите мне самое красивое кольцо, какое только существует на белом свете. Другое — оба выпейте вина и как можно больше. Кто выполнит оба условия — тому я и буду принадлежать».

Полетели муфтий и казый искать кольцо, и вскоре его нашли. Вер­нувшись к женщине, надели его на ее чудный, как камышинка, палец, а сами стали пить вино. Каждый старался выпить больше другого. Жен­щина же с отвращением взирала на тех ненасытных обжор и с досады за­плакала.

Увидев это, спустились на землю два ангела и подняли Зухру на небо. С тех пор она со своим кольцом светится яркой звездой на небо­своде.


* Муфтий (рел.) — глава мусульманского духовенства.
** Казый (рел.) — блюститель  порядка в мусульманской духовной школе — медресе.

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

Семь звезд (Большая Медведица) - семь девушек

Когда-то очень давно проживал один человек. И было у него семь дочерей — смелые и красивые девушки. Везде и всюду держались они вместе. Никто не оставался к ним безразличным — все восхищались ими.

Однажды, когда девушки гуляли у подножья горы, наткнулись на царя дэвов. Не раздумывая, устремились они наверх, к вершине горы. Дэв — за ними. Казалось, вот-вот он их настигнет. Но в это время де­вушки сделали отчаянный прыжок ввысь и вознеслись в небо. Чтобы не разлучаться, встали неподалеку друг от друга.

Так эти девушки стали светиться семью звездами. С тех пор и на­зывают их «Етэгэн йондоз», что означает семизвездье (Большая Мед­ведица).

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

Большая Медведица

В стародавние времена земля была величиной с ложку, а небо — с чашку. Человеческий род постепенно преумножался, зверей тоже ста­новилось больше, и земля начала постепенно увеличиваться. Увеличилось и небо.

В ту пору все люди ели из одного котла. Но вот пришел откуда-то Великан (Алып) и до дна опорожнил котел. Что делать? Решили сде­лать котел побольше. А к котлу и ковш нужен. Котел отлили из сереб­ра, а ковш — из золота. Поднял Великан котел, говорит: «Хорош». Поставил его на место, поднял ковш. «А этот что-то слишком легок», — промолвил Великан, — и высоко подкинул ковш, желая поймать его на лету. Но ковш, кружась, полетел прямо в небо, к звездам, да так и за­стрял между ними.

Ковш Великана существует и по сей день. Семизвездьем сверкает он на небе: четыре звезды как бы образуют дно, три — ручку. Вечером ковш — вниз дном, к утру переворачивается дном вверх. И так постоянно.

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

Два зверя на Луне

В старину людей не было в этих краях. Обитали в горах только пти­цы и звери.

Но вот однажды появился там некий старик.

—  Зачем ты пришел сюда? — спросили удивленные звери.

—  Кошка ловит мышей, сорожку пожирает щука, зверя преследует зверь, люди уничтожают людей. Пришел в поисках спокойного места.

Долго жил старик в тех краях. Как-то раз спустился он умыться к реке. Приплыла форель и спросила:

—  Эй, человек, меня хочет проглотить щука. Скажи, куда мне деться?

—  Переберись в горную речку. В холодную воду щука не полезет. Форель так и сделала.

В другой раз старик поднялся на гору. Вышел к нему навстречу глухарь.

—  Эй, человек, за мной охотится беркут. Скажи, куда мне деться? — спросил он.

—  В лесу спрячься. Беркут только в горах обитает, — сказал старик. Глухарь так и сделал. Перебрался в лес и спокойно заснул.

В третий раз, когда старик шел по лугу, попались ему навстречу две косули.

—  Эй, человек, спаси нас, за нами гонится волк, — воскликнули они.

Старик посоветовал:

—  Бегите попеременно.

—  Но тогда же одна из нас отстанет, — сказали косули.

—  Ну, идите сюда. Я вас свяжу.

Старик, связав косуль спинами друг к другу, сказал:

—  Когда бежит одна из вас, другая будет отдыхать. Затем уставшая перевернется на спину, а отдохнувшая побежит дальше.

А волк тем временем продолжал преследовать косуль, а те от него убегали: сначала скачет одна, потом — другая.

И вот доскакали они до вершины огромной горы.

—  Прыгай на другую гору, — сказала та косуля, что была сверху. Но бегущая косуля, вместо того, чтобы прыгнуть на другую гору, нечаянно скакнула на Луну. Бежавший за косулями волк тоже прыг­нул вслед за ними.

С тех пор и остались два зверя на Луне. Они вечно гонятся друг за другом. Зверь, что сзади, никак не может догнать первого. «Поче­му?» — спросите вы. Да потому, что у зверя, что бежит спереди, восемь ног. Когда четыре ноги скачут, четыре отдыхают, а начнут уставать первые четыре, так переворачивается на спину, и бегут другие четыре ноги. И так все время.

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.