Род Кубаляк-Теляу

Кубаляк и Теляу — старший и младший братья. Когда умерли их родители, они покинули свои родные алтайские края и обосновались на отрогах здешних Уральских гор. Здесь они женились, обзавелись хозяйством и скотом. От них и пошли и родословная, и род здешних мест. В настоящее время девятнадцать аулов ведут свою родословную от наследников Кубаляка. От Теляу же — двадцать два аула. Они живут в тесной дружбе с табынцами, почти в родовой близости.

В прежние времена старики вели родословную книгу-шежере этого рода. Только шежере то было потом потеряно. Из рассказа стариков остались такие свидетельства: когда Иван Грозный взял Казань, баш­киры рода Кубаляк-Теляу решили сами пойти туда и собственными гла­зами увидеть русского царя. С этих мест Шагали-Шакман-аксакал, из рода юрматы — Азнай, от бурзянцев — Иске-бий. Собрались они все вместе и отправились в город Казань. В дар царю взяли с собой самые ценные меха, башкирский мед. Добрались они до Казани, отыс­кали там и царя.

Царю доложили о том, что к нему явились с Уральских гор башкир­ские послы, почтенные аксакалы. После того, как царю были препод­несены их дары — дорогие меха да башкирский мед, — тот пришел в хо­рошее расположение духа и принял пришельцев дальних гор. Те под­робно рассказали о жизни своих родов, выразили свое желание верно служить белому царю. Это еще больше благорасположило к ним вели­кого государя. «Чем вас одарить?» — спросил он у башкир. «Закре­пите нас на тех землях, что от века принадлежали нашим предкам. Пусть никто из чужаков не посягает на наши земли», — ответили послы.

Подумал царь и говорит послам: «Хорошо, пусть будет так. Я при­нимаю ваши пожелания. Мое же условие таково: я, белый царь, при­нимаю вас как свободных рабов своих, прикрепляю вас к землям, ко­торые извечно принадлежали вашим предкам, родам вашим башкир­ским. А вы служите мне верой и правдой, ежегодно подносите мне та­кие же дорогие меха и ваш башкирский мед.

Послы с радостью с тем согласились. Царь же издал приказ и выдал им грамоту о закреплении земных владений. По просьбе Шагали-Шакмана роду Кубаляк-Теляу стали принадлежать земли от истоков Яика, горы Ялпактау до горы Тораташ. Азнай записал за своим родом доли­ны рек Ашкадара и Стерли. Царь присвоил Шагали-Шакману звание князя, а Азнаю — старосты. С того договора и укрепилась земля баш­кирская, богатая реками и озерами. Только позднее стала она исто­щаться, распроданная за бесценок, или захваченная насильно.

Аул Баим основал старик по имени Баим. Поначалу он владел зем­лями у истоков Агидели. Держал табуны лошадей, занимался охотой, держал бортевых пчел. Потом русские богатеи хитростью и обманом завладели теми землями. Старик Баим пытался спорить, доказывать свою правоту, но это ему не удалось, и тогда он переехал в эти места. Со дня основания аула прошло почти 250 лет.

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

Похожие сказки: