История аула Кыпсак-Аскарово

В древние времена кара-кыпсакские башкиры значительное время проживали на киргизских землях. Оттуда они перекочевали на отроги Ирендыка и стали считаться башкирами-асаба (вотчинника­ми). В поисках земель и вод для своих стад и табунов оказались они там, где ныне расположен город Уфа. Но и эти края их не удовлетво­рили, и они в качестве припущенников направились туда, где находят­ся сегодняшние аулы Сурай и Каипкулово. Они-то и основали аул Кыпсак-Аскарово. С тех пор, как прибыли сюда наши предки, прошло ни много ни мало — 500 лет. В ту пору города Уфы еще не было.

Однажды между жителями Сурая и кыпсаками вышла ссора из-за земли. Кыпсаки решили отомстить своим соперникам. Но кыпсакский батыр Акман-дархан сказал: «Не возьмем ли мы на душу грех, убив этих сурайцев?» И тем самым угомонил народ. Потому кровавого столкнове­ния между соседями не случилось. Вопрос о земле решили мирным путем. И в дальнейшем они действовали в полном согласии друг с другом.

Акман-дархан был истинным батыром — исполинского телосложе­ния и могучей силы. Приходя в гости к людям, он входил, внося вмес­те собой и дверь. В то время, когда Иван Грозный брал Казань, Акман-дархан как раз находился в Казани, участвовал в сражении, выказал настоящий героизм. Затем вернулся на родину. Он относился ко второму поколению тех кыпсаков, что обосновались в этих местах.

Позднее часть жителей Кыпсак-Аскарово выделились и основали аул Новое Аскарово. Здешние аулы Тюбетеево, Сарышево, Туктарово, Бурзян относятся к Бурзянскому роду. Жители этих аулов не «асаба», а припущенники (пришельцы). Половина жителей аула Ильсегулово бурзянцы, половина — асаба (аул Минле).

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

Похожие сказки: