Классы

Удобная и очень известная и любимая игра. В неё играют дети младшего школьного возраста. Под разными названиями и во всевозможных вариантах она распространена повсюду в Европе. В России она называется "котлы", "болото", "классы". Название "Классы" придумано, вероятно школьниками, и это название больше всего подходит к игре.

На полу или асфальте чертят мелом или углём четырёхугольник, длинной 4,5 метра, а шириной 1,5 метра, делят поперёк на 7 отделений. Первые четыре отделения обозначают номерами последовательно от первого до четвёртого - они представляют четыре младших класса. Пятое отделение носит название - "болото". Шестое - "место отдыха". Седьмое отделение, которое чертят в два раза больше других, разделяют диагоналями на четыре треугольника. Эти треугольники изображают четыре старших класса и нумеруются накрест, таким образом: 5-й напротив 6-го, 7-й напротив 8-го.

Для увеличения трудности игры место пересечения диагоналей иногда обводят кружком, который называют "пучиной". Над всей фигурой в виде свода очерчивают круг, который называется "рай".

Когда фигура готова, приступают к самой игре. Берут небольшой деревянный кружок или просто черепок и пользуются им поочерёдно, бросая последовательно во все "классы", от первого до последнего. Играют вдвоём или втроём. Могут играть и больше игроков, но тогда долго приходится ждать своей очереди.

Последим за первым игроком и посмотрим, что он должен делать и чего избегать, чтобы удачно пройти все "классы" и окончить игру. Он бросает черепок (или камешек) в первый "класс", сам прыгает туда на одной ноге и выбивает черепок той же ногой наружу через основание фигуры. Затем бросает черепок во второй "класс", прыгает опять на одной ноге сначала в первый, а затем уже и во второй "класс". Одним ударом ноги выбивает черепок через основание или, если не надеется на свою ловкость, выталкивает его сначала в первый "класс", а оттуда прямым ударом наружу. Таким образом он  проходит четыре младших "класса". Что касается "болота", то туда черепок не кидают, и сам играющий не должен вступать в него. Минуя болото, игрок бросает черепок в "место отдыха", где он может стоять на обеих ногах. Отдохнув, он выталкивает черепок последовательно из "класса" в "класс"  или выбивает его одним ударом прямо за основную линию.

Затем играющий проходит по порядку старшие "классы". При этом при переходе из пятого в шестой и из седьмого в восьмой, он должен делать крест. Крест делается так: вступая в пятый "класс", игрок одновременно с этим, ставит ворую ногу в шестой "класс", потом подпрыгнув и сделав в воздухе поворот, помещается одной ногой в седьмом, а второй - в восьмом "классе". Оттуда после прыжка возвращается в шестой "класс", где он уже устанавливается на одной ноге и выбивает черепок. При переходе из седьмого в восьмой - опять "крест". Таким образом "крест" делается и тогда, когда играющий возвращается обратно, т.е. когда он выпрыгивает из "классов" к основной черте.

Пройдя восемь "классов" играющий попадает в "рай". Там он может стать на обе ноги и отдохнуть.

Из "рая" черепок не выбивают, а выносят. Есть два способа выноса черепка: а) присев на корточки, игрок зажимает черепок в подколенной ямке и в такой позе прыгает из "класса" в "класс", стараясь не выронить черепок; б) игрок кладёт черепок на носок ноги, сам становится на пятки и идёт из "класса" в "класс", уже на обеих ногах.

Как при первом, так и при втором способе выноса черепка "крестов" не делают.

Очень редко случается, чтобы играющий прошёл все "классы" безостановочно, не сделав нигде ошибки. Когда первый игрок сделал ошибку, он должен уступить место второму игроку, и в новую свою очередь начать игру с того места где остановился.

Ошибки, из-за которых игрок остаётся в "классе":

1. Когда брошенный черепок попадает не в тот "класс", куда нужно или упадёт на черту.

2. Когда игрок оступится, т.е. станет на обе ноги или переменит ногу, за исключением тех случаев, в которых это допускается по правилам игры.

3. Когда играющий заступит ногой за черту.

4. Когда выбитый черепок пройдёт не через основную линию, а через боковую границу.

5. Когда игрок при прохождении старших "классов" забудет сделать в положенных местах "крест".

6. Но если игрок попадёт сам или черепком в "болото", а так же в пучину, он, пропустив очередь должен начинать всё с начала, опять с первого "класса".

Прошедший все "классы" раньше других, считается победителем.

Похожие игры