Алдар и обманщик

Жил-был обманщик. Он обманывал богатых алдаров. Один алдар решил поймать обманщика и поехал на коне искать его.

За селением ему встретился бедняк, и он в нем признал обманщика, которого искал.

- Ты обманщик? - спрашивает алдар бедняка.

- Да, это ял - ответил тот.

- Тогда приходи вечером ко мне домой; если ты сумеешь меня обмануть, то получишь от меня ценные подарки, если же нет, то ты будешь наказан.

- Приду, - сказал обманщик.

Поехал алдар дальше по своим делам. А обманщик побежал в дом алдара к его матери. Старуха спрашивает его:

- Откуда идешь, мое солнце? Ты не из наших краев?

- Откуда мне быть из ваших краев, когда я только сейчас прибыл из страны мертвых. Кое-что мне нужно взять туда.

- О, мое солнышко, - обрадовалась старуха, - не знаешь ли ты моего сына Константина? Он тоже там.

- Как не знать, он живет рядом со мной. Сейчас он строит себе дом и просил меня зайти к вам. Ему нужны деньги, тысяча рублей. Очень они ему нужны. Но я не вижу алдара, его брата. Когда он придет? Мне надо торопиться.

- Подожди минуту, я сейчас сама тебе дам эти деньги, - сказала старуха и отдала обманщику деньги.

- Передай привет сыну, мое солнце, - говорит она ему на прощание.

- Хорошо, мамаша, передам, - сказал обманщик и был гаков.

Когда вечером алдар пришел домой, мать рассказала ему про деньги, которые очень нужны были ее сыну в стране мертвых, и она послала их через одного человека, который отправлялся туда.

Алдар все понял и погнался на коне за обманщиком. А тот догадывался, что алдар погонится за ним, поэтому зашел он на мельницу, переоделся в одежду мельника, вымазался в муке, а мельника спрятал. Прискакал туда алдар и спрашивает его:

- Куда девался здесь человек?

- Он залез вон на большое дерево и спрятался там среди листьев, - ответил обманщик.

- Подержи мою лошадь, я сейчас покажу ему!

Отдал алдар лошадь обманщику, снял одежду и обувь и тоже передал ему, сам полез на дерево.

Пока алдар добирался до середины, обманщик оделся в его одежду, вскочил на коня и говорит алдару снизу вверх:

- Ну как, алдар, не сумел я обмануть тебя? Ты поищи меня на дереве, а я поехал. - Хлестнул он коня и ускакал.

Алдар спустился с дерева, пошел домой, тут и спрашивает его мать:

- Как твоя поездка, сын, где твоя лошадь, одежда?

- Брат мой Константин на том свете очень нуждался в одежде и лошади, и я отправил их ему, - со злостью проворчал алдар.

«Волшебная бусина» Осетинские народные сказки \\Составитель Г.З. Калоев — Орджоникидзе: Ир, 1976 — с.112

Бедняк и черт

Жили-были бедняк и черт. Раз черт говорит бедняку:

- Хочу помочь тебе: возьми моих коз на время. Через несколько лет вернешь стадо, а приплод оставишь себе. Только с. таким уговором: не режь ни черную, ни белую, ни серую, ни пегую.

"Не родился я сыном своей матери Дзицца, если не перехитрю тебя, черт", - подумал бедняк и говорит:

- Хорошо. Я согласен. Беру твое стадо. Только запомни: не приходи за ним ни в понедельник, ни во вторник, ни в среду, ни в четверг, ни в пятницу, ни в субботу, ни в воскресенье.

На том и порешили.

Не один день прошел, не один месяц. Козы так расплодились, что бедняку некуда их девать. А какая от них польза, если ни одну из них не может он зарезать?

Вот, наконец, пришел срок. Черт от радости руки потирает.

- Ха-ха-ха! Огромное стадо у меня теперь.

Но не тут-то было.

Пришел он в понедельник за стадом, а бедняк ему:

- В понедельник нельзя - уговор-то забыл? Приходит во вторник - как пришел, так и ушел.

И в среду, и в четверг, и в пятницу, и в субботу, и в воскресенье не дал ему стада бедняк!

Думай не думай, а делать что-то надо. Вот приходит опять черт к бедняку и говорит:

- Загадаю я тебе загадки. Отгадаешь - стадо твое, не отгадаешь - не видать тебе и захудалого козленка.

Задает черт первую загадку:

- Скажи, что значит один?

- Один - я сам, стою перед тобой.

- А два? Что значит два?

- Два моих черных глаза так зорко стерегли твое стадо, что волк и козлиного уха не унес.

- Три?

- Трехгранная стрела, выпущенная из рук удалого лаппу, долетает до небес, уходит и в подземное царство.

- Что четыре?

- Четыре ноги мчат резвого скакуна и в горах, и в долине.

- Пять?

- Пять моих проворных пальцев поймают даже рыбку в кипящем водопаде.

- Шесть?

- Имел бы я шесть десятков коз - не связывался бы с тобой.

- Семь?

- Семь раз ты хотел забрать свое стадо, семь раз уходил ни с чем.

- Восемь?

- Когда ты пришел в восьмой раз, я был далеко отсюда - в стране чудес Терк-Турк я странствовал.

- Скажи, а на чем ты реку переплыл?

- Поймал хромого комара, из ноговиц своих поводья смастерил, из шапки - седло, из ремня - уздечку. И вмиг перелетел он реку.

- Наверно, это не река была, а маленькая канавка?

- Не такая уж маленькая. Когда ее перелетает горный орел, то отдыхает на камне, что на самой ее середине.

- Какой же это орел, наверно, не больше мухи?

- Не такой маленький, как ты думаешь. Одним крылом укрывает селение нартов от грозы.

- Так селение, наверное, маленькое?

- Не такое маленькое: когда в середине села кричит осел, до окраины не слышно,

- Значит, осел маленький?

- Не такой маленький. Нес он через перевал три пуда соли, увидел на горе зайца и поймал его.

- Заяц был маленький?

- Из его шкурки старшему из нартов - Урузмагу - сшили шапку.

- Наверно, нарт был маленький?

- Какой он был маленький, если у его ног петух кукарекал, а он не слышал его.

- Видно, он был глухой.

- Какой он глухой? Когда в подземелье ругались два муравья, он слышал их.

- Значит, мудрый был.

- Какой мудрый: умер по своей глупости.

Черт уже не нашел, что сказать, и сдался. И стадо коз досталось бедняку.

«Волшебная бусина» Осетинские народные сказки \\Составитель Г.З. Калоев — Орджоникидзе: Ир, 1976 — с.112

Сказка о Кауне *

Жили-были муж и жена, и было у них двое детей, мальчик и девочка. Вскоре мать их умерла, и отец привел в дом новую жену. Мачеха невзлюбила сирот и говорит однажды мужу:

- Зачем они нам? Что мы с ними будем делать? Давай лучше зарежем их!

- Как это зарежем?! Ведь это же мои дети! - возмутился муж.

- Нет, надо их зарезать во что бы то ни стало! - и так донимала злая женщина мужа каждый день.

Наконец он не выдержал и сдался. Вот однажды отец дал детям деревянные ведра и велел наносить воды.

- Принесите воды побольше, ночью зарежем сылбик и налбик.

Дети обрадовались и побежали за водой. Встретила их колдунья, удивилась:

- Что это вы так много воды носите?

- У нас сегодня сылбик и налбик режут.

- А кого именно зарежут? Есть у вас корова и бык?

- Нет, - ответили дети.

- А, может быть, у вас есть овца и баран? - спросила их колдунья.

- Нет, - снова сказали в замешательстве дети.

- Тогда, вероятно, у вас завелись петух и курочка?

- Нет, - растерялись окончательно дети.

- Ну, так, значит, зарежут вас самих! Убегайте скорее! Только, - заметила колдунья, - не дай брату воды выпить из звериного следа!

Бросили дети свои деревянные ведра и побежали. Бежали, бежали и добежали до леса. Захотелось мальчику пить. Увидел он след медведя, заполненный водой.

- Можно мне, Кауна, выпить этой водицы?

- Не пей, братец, медведем станешь.

В другом месте приметил он воду в волчьем следу.

- Испить мне этой водицы, Кауна?

- Нет, нет, не пей, в волка обратишься!

Шли они, шли, а мальчика сильно мучит жажда. Напился он из следа, оставленного копытом оленя, и превратился в олененка.

- Что мне теперь делать? - заплакала горько Кауна.

Сняла она свой поясок, повязала его на шею олененку и повела его за собой, идет, своими золотыми волосами землю метет.

Шли они долго, пока не стемнело. Тогда остановились они, чтобы устроиться на ночлег. Привязала Кауна брата под деревом, а сама взобралась наверх, сидит на ветке, горько плачет, золотыми бусинками слезы по груди ее катятся. Наступило утро, а Кауна по-прежнему все плакала. Ветер колыхал золотистую косу девушки, а лицо ее среди ветвей, подобно солнцу на небе, сияло.

Княжеские пастухи выгоняли в это время пасти свое стадо и неожиданно набрели на девушку. Когда увидели они ее, решили, что перед ними ангел с неба, и говорят:

- Прости нас, пожалуйста, но скажи, кто ты - ангел ли, божество ли какое, земное, подземное или небесное создание?

- Нет, не ангел я и не божество, не подземное и не небесное создание, я - земной человек. Вздумала наша мачеха зарезать нас с братом, и мы убежали из дому. А вот и мой брат стоит; выпил он воды из оленьего копытца и превратился в олененка.

- Идем вместе с нами к алдару (к правителю; прим. by admin), и что он посоветует, то и будет, - сказали пастухи и повели Кауну к алдару.

Алдар не был еще женат. Как завидел он девушку, понравилась она ему, и попросил он ее стать его женой. Олененка привязали шелковым пояском в отдельной комнате.

И зажили они счастливо.

Но вот пришло время охоты. Надлежало алдару отлучиться из дому и по другим делам. Сказал он жене на прощание:

- Вот тебе дом, а вот тебе слуги, приглядывай за всем! - и уехал.

А злая колдунья тем временем стала завидовать Кауне, прикинулась девушкой, пришла и не дает ей покою:

- Пойдем, искупаемся...

- Нет, не пойду, муж не велел мне отлучаться из дому, - отнекивалась Кауна.

Но, наконец, упросила ее колдунья. Отправились они в сад, в конце которого был большой пруд, и стали купаться. Колдунья схватила Кауну и толкнула ее в глубину, да еще свою грязную одежду вслед ей кинула.

Потом одела она на себя платье Кауны и села на ее шелковую постель. Подлетела в это время к окну маленькая птичка и пропела:

- Цагар коппа (цагар коппа - шелудивая голова) на чьей постели сидит? Цагар коппа на чьей постели спит?

Приказала женщина схватить птичку, но где там! К этому времени возвратился алдар, увидел олененка и. спрашивает:

- Отчего олененок такой невеселый?

- Хочет, чтоб его зарезали, - подскочив от злости, ответила колдунья.

- Как, ведь ты его раньше братом своим называла?! - удивился алдар.

- Какой там еще брат, хочет он, чтобы мы поскорее его зарезали, вот и прирежем его.

А птичка в это время опять прилетела и запела у окна:

- Цагар коппа на чьей постели сидит? Цагар коппа на чьей постели спит?

- О чем это птичка поет? - спросил удивленный алдар.

- Дайте ей абази (абази - двадцать копеек серебром), и тогда она перестанет пищать, - ответила женщина.

Слуги поймали птичку, привязали к ее ножке абази, а она снова запела:

- Испугался меня алдар, дал абази; испугался и абази целый подарил мне алдар...

- Поймайте ее и оторвите ей голову! - закричала женщина.

Но где там! Упорхнула птичка и скрылась в небесах...

Послал алдар слуг к пруду напоить олененка водой. Прикоснулся олененок губами к воде, и из глаз его закапали в воду слезы золотыми бусинками.

- Ой, Кауна, Кауна, точат ножи острые, хотят меня зарезать. Помоги мне, сестричка!

- Я не в силах помочь тебе, братец, один бок у меня лягушки выели, другой змеи грызут... Чем же мне помочь?

Услыхали эти слова слуги, удивились и побежали к алдару.

- Алдар, алдар, да будет твоя милость, мы должны рассказать тебе об удивительном чуде.

И рассказали ему слуги о том, что видели, что слышали.

- Бегите скорее к пруду и осушите его! - приказал князь слугам.

Вычерпали воду из пруда, видят: лежит на дне его Кауна, умирает уже... Подняли ее и принесли в дом. Алдар и спрашивает:

- Кто ты?

Рассказала ему со слезами Кауна обо всем, что с нею случилось. Алдар кликнул колдунью и схватил ее.

- Не убивайте меня, станут они в семь раз краше, чем прежде были.

Ударила она войлочной плетью Кауну, и стала девушка в семь раз прекраснее, чем была прежде. Хлестнула она плетью олененка, и оказался вдруг перед ними брат Кауны.

Привязали слуги колдунью к хвосту лошади и поскакали через поля, по холмам и оврагам...

«Волшебная бусина» Осетинские народные сказки \\Составитель Г.З. Калоев — Орджоникидзе: Ир, 1976 — с.112
* Аналог сказки русской народной сказки Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Гыргоко и его арчита

В Лаце жил-был хан, а в Бардзыкау было три брата: Абрек, Уырызмаг и Гыргоко. Лацкий хан объявил: "Тот, кто меня усыпит словами, получит одну из моих трех дочерей".

И пришел к хану Абрек из Бардзыкау. Что он ни говорил, как ни изощрялся в словах, но усыпить хана не смог. В наказание хан содрал у него со спины три ремня кожи, и Абрек ни с чем отправился домой.

Пошел к хану Уырызмаг, но вернулся с тем же. Пришла очередь идти младшему, Гыргоко. Явился он к хану и говорит:

- Хан наш! Мира и благополучия тебе! Ради святого - хранителя твоего очага - позволь и мне испытать судьбу.

Хан завел его к себе в крепость и говорит:

- Ну, юноша, настало и твое время, говори, я слушаю тебя. И начал Гыргоко рассказывать:

- Я в нагорье пастухом был и прямо с горных лугов в Бардзыкау к очагу матери проложил желоба. Доил коз, и молоко это по желобам пускал, а мать моя сыры из него делала. В одно пасмурное утро в желобе улегся волк. Я его не заметил и пустил молоко. Молоко понесло с собой спящего волка, прошел волк через сито, попал в творожную гущу, и мать сделала из него сыр. Во время сенокоса отправились мы с братьями косить. Как-то раз мать испекла из того сыра пирог и принесла на луг. Я, как младший, начал резать пирог, а из него выскочил серый волк. Кинул я в него косу, она вонзилась волку в затылок и застряла там. Так с косой в затылке он скосил мне тридцать копен сена, а затем я прогнал его. После косовицы я сел на коня и стал табунщиком. Раз я сошел с коня и присел отдохнуть. Над головой у меня пролетела перепелка. Я кинул в нее дубинку и убил. Разрезал ее, достал больше двенадцати корзин сала. Арчита у бедняка всегда твердые, засохшие. Решил их смазать салом. Мазал, мазал и все сало на один арчи истратил. Второй обиделся и убежал. Погнался я за ним. Вижу, мой арчи молотит на чужой риге. Решил я потребовать его долю. Выдали моему арчи полторы меры. Забрал мой дурень то, что ему причиталось, и мы пошли. Дошли до моста. Я говорю арчи: "Давай я тебя понесу, чтобы ты на мосту не споткнулся". Не послушался меня дурной, упрямый арчи, споткнулся, упал, и просо в воду посыпалось. Превратился я в наседку с цыплятами и собрал все просо. Лишь одно зернышко с половинкой ушло к русалкам, а из остального проса сварил я три огромных котла каши. Поел и двинулся дальше. Стоял июль месяц. Погнал я табун на водопой. Вижу, все родники покрыты сплошным льдом. Я кинулся к рекам, а на них лед еще крепче. Из руки своей сделал я долото, из темени - обух, продолбил лед, напоил табун и погнал обратно. По пути вижу чудо: в дупле дерева один человек молотит зерно двенадцатью буйволами.

- Ох, чтоб тебе провалиться! Мы и на ровной поляне с трудом молотим, а этот в дупле умудрился, да еще с двенадцатью буйволами!

- Провались ты сам. Не видал до сих пор такого дива - сидит человек на пол-лошади, а у самого полголовы.

Глянул я на лошадь, а у нее половины нет, провел рукой по голове - не нашел темени. Возвращаюсь по берегу болота. Вижу - в болоте торчит половина моей лошади. Вытащил, приложил обе половины. Потом срезал большую ветвь яблони, обстругал ее, сделал веревку и обмотал вокруг лошади. Одну веточку с ветви срезать позабыл, и на хребте у лошади из нее выросла яблоня. Сел я на лошадь, залез на яблоню и, перебираясь с ветки на ветку, съедая яблоко за яблоком, добрался до неба. Там попросил небесного кузнеца выковать мне медное темя. Оттуда стал спускаться по тоненькой, как соломинка, веревочке. Во время спуска у меня ноги застыли. Развел костер, прилег. Уснул, повернулся во сне и упал; падая, разбил себе позвоночник. Не веришь, лацкий хан, посмотри мои ребра сам!

Но хан от его длинных речей впал в глубокий сон, заснул так крепко, что Гыргоко сбрил ему ус, а тот и не шелохнулся.

Проснувшись, хан сказал:

- Идите и приведите этому храброму хитроумному молодцу одну из моих дочерей.

Привели ее. Гыргоко достал нож и собрался разделить дочь хана на три части.

Хан и спрашивает его:

- Что ты делаешь, что это тебе вздумалось?

Гыргоко ответил:

- Нас трое братьев, и поэтому я делю дочь твою на три части.

- Это не человек, а черт! - воскликнул хан. - Приведите и отдайте ему других моих дочерей.

Вот так Гыргоко привез к себе в Бардзыкау трех дочерей лацкого хана. В один день сыграли три свадьбы. Угостили всех на славу, и стали братья со своими женами жить да поживать счастливо, чего и вам желаем.

«Волшебная бусина» Осетинские народные сказки \\Составитель Г.З. Калоев — Орджоникидзе: Ир, 1976 — с.112

Плешивый, хромой и слюнтяй

В одном селе жил плешивый. Люди постоянно его дразнили. Однажды решил он пойти по белу свету и поискать себе другой доли. Отправился он в путь, а когда добрался до соседнего селения, повстречался со слюнтяем.

- Доброго пути, плешивый, - сказал слюнтяй.

- И тебе доброго пути, слюнтяй, - ответил плешивый.

- Куда ты так рано идешь, плешивый?

- В моем селе все смеются надо мной, не могу больше, вот и иду искать счастья.

- И мне жизни нет от насмешек, пойду и я с тобой, - сказал слюнтяй, и они вместе отправились дальше.

В другом селе к ним присоединился хромой. Идут они, идут, бог весть, сколько прошли. Только на седьмой день добрели до одного кабака. Удивился кабатчик, увидав их, завел их в кабак и говорит:

- Ешьте и пейте три дня и три ночи, сколько вашей душе угодно, только чур, уговор: хромой за это время ни разу не вытянет ногу, плешивый не почешет голову, а слюнтяй не оботрет рта. За то, что съедите, выпьете, денег не возьму, а если нарушите условие - заплатите втройне.

Путники согласились и принялись за дело. Просидели они за столом два дня, на третий день им невмоготу стало, а кабатчик с них глаз не спускает. Тогда слюнтяй сказал:

- О, создатель, какие были времена? Бывало, в нашем селении сапожники шили двумя иглами сразу, вот так, - и он, показывая, быстро поднес руки ко рту, развел их в стороны и вытер губы.

- А к нам ходили лудильщики, - подхватил плешивый, - они насыпали в ржавые котлы песок и начинали тереть его вот так, - и он ухватился за шапку на голове, стал ее вертеть так, что почесал плешь.

Хромой их выслушал, взглянул на кабатчика и сказал своим товарищам:

- Кто из вас врет, в того пусть попадет вот такая пуля, - и вытянул ногу.

Кабатчик догадался, что его провели, рассердился и прогнал всех троих.

С тех пор плешивый, хромой и слюнтяй стали друзьями.

"Волшебная бусина" Осетинские народные сказки \\Составитель Г.З. Калоев - Орджоникидзе: Ир, 1976 - с.112