Городок со сторожем

(Игра с рюшками)

На земле чертят четырёхугольник в десять шагов длинной и в 5-6 шагов шириной. Посередине одной короткой стороны этого четырёхугольника строят из шести "рюх" "городок". Обычно "рюхи" укладываются в виде пирамидки: в основание располагают три "рюхи", на них две, а наверху одну. Иногда "городок" строят только из трёх "рюх" - в основании две и наверху одна.

По жребию, чаще всего посредством перебрасывания с ноги палок, определяют "сторожа" и очерёдность метания для остальных играющих. "Сторож" имеет в руке жгут и становится сбоку построенного "городка" Остальные играющие вооружаются палками и располагаются на другой короткой стороне четырёхугольника, которая в игре носит название "коновой линии", и оттуда по очереди бьют в "городок".

Пробивший игрок может, если захочет сбегать за своей палкой, чтобы получить право бить вторично. Но если "сторож" расторопен и внимателен, то пробившему игроку выручить свою палку не так-то легко. Быстро построив разрушенный "городок", "сторож" может пятнать жгутом игрока, побежавшего за палкой. Запятнанный становится "сторожем". Поэтому, пробившие неудачно не бегут за своими палками, а ждут такого удара, который дал бы им возможность с меньшим риском выручить заброшенные палки.

После удачного удара виновник этого удара и все его товарищи, пробившие раньше, бегут за палками, а "сторож" в это время собирает разлетевшиеся "рюшки" и проворно складывает их в "городок для того, чтобы после этого успеть запятнать жгутом одного из бегущих игроков.

ПРАВИЛА:

1. Бьют с "коновой черты" по очереди, установленной в начале игры жребием, а потом - в порядке возвращения играющих на "кон".

2. Палки, не долетевшие до "городка", выбрасываются "сторожем" из четырёхугольника дальше за "городскую черту".

3. Выручая свои палки, играющие должны обходить очерченный четырёхугольник. Перебежавший через четырёхугольник становится "сторожем" и получает от своего предместника удар жгутом по спине.

4. "Сторож" не может пятнать раньше, чем построит "городок".

5. Если все пробьют, и никто не разрушит "городок" или, правильнее сказать, никто не выручит своей палки, то пробивший последним становится "сторожем", но удара жгутом не получает. Если же последний игрок, игрок на выручке, хоть и неудачно, но всё-таки разрушит "городок", то все без исключения должны бежать за палками. В этом случае "сторожу" легче всего удаётся запятнать кого-нибудь.