Барре

Эта французская игра пользуется повсеместно в Европе вполне заслуженной известностью.

Игра похожа требует от играющих большого внимания, ловкости, быстроты движений и подчас находчивости. К числу достоинств игры можно отнести и то, что для неё не нужно ни каких особенных принадлежностей и приспособлений. В неё можно играть в любом дворе, на спортивной площадке, в спортзале и в любое время.

На открытом и ровном месте проводят две черты на расстоянии 40-60 шагов одна от другой - это границы двух противных "городов". Пространство между "городами" - "поле сражения". Перед "городами", с правой их стороны, в двух шагах от черты, небольшим кругом или квадратом отмечают место для пленных.

Когда все приготовления закончены, играющие выбирают из своей среды двух "вожаков" и по сговору распределяются на две команды. Чем больше играющих, тем оживлённее и веселее будут игра. Одна команда становится в одном "городе, вдоль его черты, а вторая располагается таким же образом - в другом.

Игра начинается тем, что из одной команды по назначению "водящего", выходит игрок и направляется к противному лагерю делать вызов. Подойдя к противникам он ударяет три раза по вытянутой руке, того кого желает вызвать, и после третьего удара бежит в свой "город", а тот его преследует. Вызывающий может ударять по руке и других игроков, но бежать за ним может только тот кто получит третий удар. Получив третий удар, вызванный старается догнать вызывавшего и запятнать его в поле, между "городами". Пятная он кричит: "Пойман!", затем отсылает запятнанного в плен, а сам идёт вызывать противника. Но обычно этого не бывает. "Водящий" пославший игрока в противный "город" делать вызов, зорко следит и сейчас же высылает ещё игрока на выручку. В свою очередь, "водящий" второго "города" вызванного отправляет ему на подмогу другого игрока, который может пятнать как первого, так и второго игроков из противного города и т.д. - словом "водящие" высылают всё новых и новых игроков.

Главное правило, на котором основан весь интерес игры, заключается в том, что игрок, только что выбежавший из "города" имеет верх над всеми противниками, находящимися на игровом поле и раньше его вышедшими из своего "города". Всех их он может пятнать и брать в плен. Короче говоря, право пятнать принадлежит тому, кто позже покинул свой "город".

Игрок, находящийся на игровом поле должен точно знать, кого он может пятнать, а кого должен остерегаться. Когда заметит, что на поле мало таких игроков, которых он может пятнать, а больше таких, которые имеют верх над ним и он имеет мало шансов взять кого-то в плен, то лучше всего ему возвратиться в свой "город". Побывав в "городе" игрок приобретает снова преимущество над всеми находящимися на поле игроками. Это правило требует от играющих напряжённого внимания. Выбегая на поле каждый должен следить за противниками находящимися на поле, за противниками, возвращающимися в "город" и за противниками, находящимися в "городе". Невнимательный игрок, пусть даже хороший бегун, может быть взятым в плен слабым игроков. Часто невнимательный часто пятнает противника, который имеет над ним преимущество, в результате чего по правилу игры становится его пленником.

За соблюдением основного правила и вообще за порядком игры следят "водящие", приказания которых все играющие выполняют беспрекословно. "Водящий" может отозвать некоторых игроков с поля, если заметит, что они там бесполезны. Может не допустить и удержать игрока в "городе" и пр.

Впрочем, авторитет "водящего" не должен подавлять инициативы играющих. Каждому предоставляется право самому выбегать на выручку товарища, но только всё же он обязан вернуться сейчас же, если "водящий" этого потребует. Обычно, играющие увлекаются и выбегают сразу по несколько человек, или же, надеясь один на другого вовсе не выйдут и не окажут помощи своему товарищу, - вот почему контроль "водящего" так необходим.

Беспрерывные набеги, и отступления продолжаются до тех пор, пока кому-нибудь удастся запятнать противника. При этом он обязан громко крикнуть: "Пойман!". С этими словами игра прекращается. Все возвращаются в свои "города", и пойманный становится пленником, и идёт в "город" победителя. Игра начинается снова вызовом. Вызывает обычно запятнавший.

С пленными игра осложняется. Каждая команда, старается выручит своих пленных и может это сделать в любое время, стоит только кому-нибудь из играющих ударить по руке пленного товарища и крикнуть: "Выручен!". Но выручить товарища нелегко, потому что их охраняют лучшие игроки из команды противников, и пятнают любого, кто отважится приблизиться к ним. Поэтому выручить пленных возможно только при замешательстве противника.

Вырученные пленные все возвращаются в свой "город", а выручивший их смельчак идёт вызывать противника и игра начинается снова.

ПРАВИЛА:

1. Играющие должны беспрекословно выполнять приказания своих "водящих".

2. Вышедший из "города" может пятнать только тех противников, которые покинули свой "город" раньше него.

3. Запятнавший неправильно сам считается запятнанным.

4. Запятнавший или выручивший должен громко кричать: "Пойман!" или "Выручен!". После его крика всякий другой считается недействительным. Все возвращаются в свои лагеря, и игра начинается новым вызовом.

5. Вызывавший, убегая в свой "город" не может выручать пленных.

6. Если в плен попадает "водящий", то его выменивают на двух пленных или же заменяют двумя товарищами. Во всяком случае, команда противников должна, так или иначе, возвратить его.

7. Преследовать вызывающего можно только после третьего удара. Кто выйдет из "города" раньше, того вызывающий может пятнать.

8. Убегая от противника, допускается удаляться в стороны от "городов".

9. Забежавший в чужой "город" остаётся там, в безопасности, но как только он выйдет из него его можно пятнать.

10. Вместо 9-го правила часто практикуется 10-е правило. "Город", считается взятым и игра проигранной, если в него забежит игрок из команды противников.

11. Игра считается проигранной, если в команде не осталось ни одного игрока, т.е. если все взяты в плен.

Похожие игры