Урочище «Имел надежду»

Урочище «Имел надежду»

(Умут биргэн)

Когда начинаешь говорить о прошлом, прожитом, и смешно стано­вится порой, и злость забирает в горестных местах.

К примеру, люди никогда не будут вспоминать добром проделки бая Кулукая. Он единолично держал более десяти батраков. И хоть всю жизнь гнули на него спину батраки, все же прокормить себя не могли. Сам же бай был очень богатым человеком, имел целое стадо ко­ров, табун лошадей, бессчетное количество ульев.

Однажды лошадей бая стал пожирать медведь. Были очевидцы, ко­торые видели, как медведь-пожиратель вылезал из урочища Ясы Узяк — Широкая лощина (так называлось в то время нынешнее урочище «Имел надежду»). Когда число лошадей заметно поубавилось, обратился бай к своим батракам с такими словами: «Тому, кто убьет медведя в урочи­ще Ясы Узяк, тому дам пару лошадей и вдобавок корову».

У бая служил в батраках сын бедного человека по имени Низаметдин. Он-то и начал охоту на медведя. А разве медведь так просто дает­ся в твои руки? И бедный Низаметдин, можно сказать, дневал и ноче­вал в урочище Ясы Узяк. Недаром же говорят: «Кто хочет, тот своего достигнет», —  на пятый день Низаметдин приволок-таки большого буро­го медведя. Радости его не было предела. Сообщил он баю весть про медведя. Поглядел тот на медведя и произнес: «Так ведь этот совершен­но бурый, а тот, что задирал лошадей, был с чернинкой. Но что делать, коль ты добыл медведя, нельзя же тебя без подарка оставлять», — и с теми словами велел дать охотнику одного барашка и мешок пшена. Скупец. Проклятый карун! И бог его проклял. Смерть свою он нашел от медведя.

Что же касается бедняги Низаметднна, то он обронил две слезин­ки и пошел домой, не сказав ни слова. На другой день он отправился в чужие края. Проходя мимо урочища Ясы Узяк, он пропел такую песню:

Ясы Узяк мой, я имел надежду
Через тебя скотину раздобыть.
Кулуй скотину добытую отнял:
«С тебя барашка хватит, стало быть...»

После песни Низаметдина то урочище стали называть урочищем «Имел надежду».

Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.